Альберт Швейцер (нем. Albert Schweitzer) — немецкий теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира. Родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора. Детство провел в деревушке Гюнсбах в долине Мюнстера (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на органе, посещал реальное училище в Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене. В 1883 поступил в Страсбургский университет, где слушал лекции В.Виндельбанда. По окончании университета защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900). Габилитационную (т.е. дающую право на преподавание) работу по теологии защитил в 1902. Во время учебы регулярно наезжал в Париж, где брал уроки игры на органе и фортепьяно. В Страсбурге много играл на органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах. В 1902 был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, а в 1903 возглавил фонд св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью, читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане, Зудермане, Гёте, Ницше и других мыслителях. Опубликовал на французском языке труд И.С.Бах – музыкант и поэт (J.S.Bach, musicien-poиte, 1905), в 1908 вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под названием Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). Эта книга, а также История исследования жизни Иисуса (Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung, 2-е издание 1913; первое издание вышло в 1906 под названием От Реймаруса до Вреде (Von Reimarus zu Wrede) принесли ему широкую известность. В
автобиографии, вышедшей в 1931, Швейцер писал: «Однажды утром в
Гюнсбахе я сказал себе, что до тридцати лет считаю себя вправе читать
проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу
себя непосредственно служению людям». Швейцер никогда не участвовал в
«общественной» деятельности, мыслил себя вне существующего реального
мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира –
такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными
представлениями. К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего
возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником,
признанным знатоком И.С.Баха и органостроения. Тем не менее он оставил
свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. На долгие годы его
лозунгом стало: «Сначала я должен вылечить людей, а уж затем нести им
слово Божье». Окончив курс на медицинском факультете Страсбургского
университета (1905–1912), Швейцер получил степень доктора медицины
(1913, тема диссертации – Психиатрическая оценка личности Иисуса)
и, собрав минимальные средства на организацию санитарной станции,
отправился в Африку. В 1913 ему удалось создать больницу в селении
Ламбарене на реке Огове во французской колонии Французская
Экваториальная Африка (в провинции Габон, в ту пору Французское Конго,
впоследствии – Республика Габон). Во время Первой мировой войны
как эльзасец, а следовательно германский подданный, был интернирован и
отправлен в лагерь во Францию. В 1918 – после перехода Эльзаса –
Лотарингии в состав французского государства – Швейцер принял
французское гражданство. Некоторое время выступал с органными концертами
и лекциями в Европе, собрал средства, позволившие ему расплатиться с
долгами, поправил пошатнувшееся во французских лагерях здоровье,
возобновил работу над философскими трудами. Особенно популярным Швейцер
был в Швеции, где на его лекции стекалось множество людей со всех концов
страны. С этого времени начался своеобразный «культ Швейцера»,
благодаря которому на протяжении многих лет удавалось поддерживать
деятельность больницы в Ламбарене. Экономии средств способствовал
подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера. В 1923 вышла начатая еще в
Габоне книга Культура и этика, в которой мыслитель высказал главную свою идею. Среди других трудов – Упадок и возрождение культуры, Философия культуры (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik, 1923); Мистика апостола Павла (Die Mystik des Apostels Paulus, 1930); автобиография Швейцера Из моей жизни и моих мыслей (Aus meinem Leben und Denken, 1931); Мировоззрение индийских мыслителей, Мистика и этика (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935). Швейцер
по-своему прагматично замечал, что «личный пример – не просто лучший
метод убеждения, а единственный». Нередко его способность убеждать,
заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на поддержку
больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе, желании
сотворить из себя символ милосердия.
В какой-то момент к нему приклеили ярлык «монстра милосердия». В
феврале 1924 мыслитель вновь отправился в Африку. Полностью разрушенную
больницу пришлось строить заново и в другом месте, однако на этот раз у
Швейцера было больше добровольных помощников. Вскоре прибыло несколько
врачей и медсестер из Европы. Все, кто прибывал в Ламбарене,
отказывались получать жалованье или какое-либо другое вознаграждение. К
1927 была выстроена новая больница, которая могла принять гораздо
большее количество больных. Вскоре селение Ламбарене приобрело мировую
известность, а Швейцер с горечью констатировал, что «истину тоже
приходится организовывать». В июле 1927 Швейцер вернулся в Европу,
где продолжил чтение лекций и концертную деятельность. В Европе его
ожидало признание, присуждение почетных премий и званий крупнейшими
университетами. На Гётевскую премию Швейцер построил дом в Гюнсбахе,
который стал местом отдыха персонала Ламбарене, а впоследствии
мемориалом мыслителя. В течение 1930-х годов он неоднократно выезжал в
Африку, следя за постоянно расширявшейся больницей, превратившейся в
крупный лечебный стационар. Несмотря на тяжести военного времени,
больница Швейцера пережила Вторую мировую войну, продолжая работать в
прежнем режиме. Швейцер смог вернуться в Европу только в 1948, пробыв в
Ламбарене десять долгих лет. В 1949 по приглашению Чикагского
университета посетил США. В 1950-х годах мыслитель начал пользоваться
поистине мировой известностью – его именем называли учебные заведения,
улицы и даже корабли. В 1953 Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии
мира 1952 года, на полученные средства построил рядом с Ламбарене
деревушку для прокаженных. В 1957 выступил с «Обращением к
человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного
оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе. После
того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок
стал местом паломничества множества людей со всего мира. Умер Швейцер в Ламбарене 4 сентября 1965. Философия Швейцера Анализируя
современное состояние европейской культуры, Швейцер задался вопросом,
почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из
первоначально нравственного превратилось в безнравственное. «Это можно
объяснить только тем, что мировоззрение это не имело подлинных корней в
теоретической мысли. Идеи, породившие его, были благородны,
эмоциональны, но не глубоки. Они не столько доказывали факт связи
этического начала с началом жизнеутверждающим, сколько интуитивно
улавливали его. Поэтому, поддерживая жизнеутверждающее и нравственное
начало, теоретическая мысль не исследовала по-настоящему ни того, ни
другого, ни внутренней связи между ними». Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стало швейцеровская
концепция «благоговения перед жизнью», памятником которой стала
выстроенная в Ламбарене фактически собственными руками философа
больница. Швейцер писал: «Я – жизнь, которая хочет жить, в гуще других
жизней, которые хотят жить». Следующее из этого «жизнеутверждение его
духовный акт… в ходе которого человек перестает жить как придется и
начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную
ценность». «В то же время человек, отныне ставший мыслящим, испытывает
потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и
к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом
считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня
жизнь, способную к развитию; злом – уничтожать жизнь, вредить ей,
подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный
принцип этики».
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 3278 |