Альфред Шюц (нем. Alfred Schütz) — австрийский социолог и философ еврейского происхождения, основоположник феноменологической социологии. Родился Шюц 19 апреля 1899 в Вене. Изучал юриспруденцию и экономику, вместе с Хайеком и Фон Мизесом, среди прочих. Служил юрисконсультом в банковских фирмах, одновременно посвящая себя научным занятиям. В 1939 в связи с «аншлюсом» Австрии Шюц эмигрировал в Соединенные Штаты, где смог вступить в нью-йоркскую Новую Школу Социального Исследования. Его вдохновляли Анри Бергсон, венская экономическая школа и мышление Эдмунда Гуссерля,
его прямого наставника. Здесь он долгое время преподавал и работал над
своими книгами, не имея полноправной научной должности (он получил такую
должность лишь в 1952). С 1952 Альфред Шюц стал профессором социологии нью-йоркской Новой школы социальных исследований. Свой первый труд «Смысловое строение социального мира»(«Der Sinnhafte Aufbau der sozialen Welt») опубликовал в 1932, ещё будучи в Вене. Работа была высоко оценена основоположником феноменологии Эдмундом Гуссерлем.
В ней заложены основные идеи, предпринята попытка философского
обоснования социальных наук на основе гуссерлевской описатательной феноменологии. Тем самым Шюц стремился выполнить поставленную Гуссерлем
задачу восстановления связи абстрактных научных категорий с «жизненным
миром», понимаемым как мир непосредственной человеческой
жизнедеятельности, мир культуры. Щюц постарался подвести философскую
основу под методологическую перспективу и основные категории Макса Вебера. Его мышление нашло новые возможности в умственном диалоге с предшествующими авторами прагматической ориентации, такими как Джордж Герберт Мид и Джон Дьюи. Работа Шюца, мало известная, повлияла на современную социологическую теорию через труды Бергера и Лукмана, а также через этнометодологический подход Гарфинкеля и Сикурела. Опираясь на свою теорию, Шюц исследовал структуры мотивов социального
действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого
общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы
методологии и процедуры социального познания. Результаты этих
исследований изложенные в большом количестве изданий его работ в
1970—1980, широко распространялись среди профессиональных социологов. Умер Шюц 20 мая 1959 в Нью-Йорке. Основные работы Шюца: «Избранные статьи» (1971), «Феноменология социального мира» (1972), «Структуры жизненного мира» (1974). Философия Шюца
Социальная реальность:
Совокупность предметов и событий общественного культурного мира, так
как его испытывает общий смысл людей, которые проводят своё повседневное
существование между себе подобными, связанные с ними множеством
отношений взаимодействия. Это мир культурных объектов и социальных
институтов, в котором все мы родились, в котором мы должны передвигаться
и который мы должны понимать. Жизненный мир:
Человек постоянно участвует в сфере реальности в одновременно
неизбежных и шаблонных формах (кажущихся «очевидными»). Та область, в
которую он может вмешиваться и которую он может модифицировать, оперируя
в ней своим живым организмом, называется мир повседневной жизни. Биографическая ситуация:
В условиях, ограничивающих жизнь, Шюц установил два типа элементов: 1) Те, что управляемы или могут быть управляемы; 2) Те, что находятся вне или за возможностью управления. Индивид, действующий в мире, пытается изменить мир, который его окружает. Биографическая ситуация обуславливает образ определения места действия, интерпретации возможностей и принятия решений. | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 3748 |