Анаксагор из Клазомен (др.-греч. Ἀναξαγόρας) — древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философ, сын богатых и знатных родителей. Родился в Клазоменах около 500 до н.э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид. Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» (или
«гомеомериях»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и
управляются космическим Умом. Стараясь объяснять естественными причинами
такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения
и. т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов. Его судили и
приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла. Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке, где и умер в 428 до н.э. «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня» — гордо говорил он. В противоположность милетцам,
для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал
не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное
множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий
(однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни
переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых
состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы,
а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим
качествам, и однородные тела, которые из них образуются. Впрочем,
гомеомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашем смысле, то есть на простые химические
тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо,
дерево и т. п. Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были
первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже
вечным, материально мыслимым началом-разумом, и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным,
неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира
(«семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (греч. νοῦς) —
тончайшее и легчайшее вещество — приводит их в движение и
упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а
однородные соединяются — так возникают вещи. При этом ум заключён в
материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является
чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile).
Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не
возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже
существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она
обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и
противоречивое.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2068 |