Анаксимен | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Анаксимен
АнаксименАнаксимен Милетский (др.-греч. Άναξιμένης) — древнегречесский философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра.

Анаксимен - философ из Милета, учивший около 556 до н.э., принадлежит к ионийской школе натурфилософов. Он считает воздух, или, лучше, воздухообразный эфир, за божественное, вечно движущееся начало всего сущего и образование мира объясняет сгущением и разжижением или, по его выражению, притяжением и распусканием этой первоначальной стихии. Так, при образовании мира из воздуха посредством разжижения произошел огонь, а посредством сгущения — ветер и облака. Сама душа есть только воздух и дыхание, потому что жизнь обнаруживается только посредством вдыхания и выдыхания. Он утверждал далее, что пределы мироздания состоят из земли и хрусталя; звезды суть материальные тела, облитые огнем; солнце, движением которого обусловливаются времена года, представляет такой же плоский круг, как и висящая в воздухе Земля, вокруг которой все двигается. Анаксимену приписывают также вычисление наклонения эклиптики. До нас дошел только маленький отрывок его большого сочинения "О природе". Диоген Аполлонийский развил его учение дальше, внеся в него интеллектуальное начало.

Умер около 525/502 до н.э.

Философия Анаксимена

Мы снова возвращаемся от метафизического образа мыслей к физическому, когда переходим от Анаксимандра к Анаксимену, который опять искал мировое вещество между эмпирически известными веществами. Но рассуждения Анаксимандра не прошли бесследно мимо его последователя. Ибо, если Анаксимен, со своей стороны, на место воды Фалеса поставил воздух, то произошло это прежде всего с ясной ссылкой на постулат Анаксимандра: он объявил, что воздух есть беспредельное первоначало. Он нашел, таким образом, возможность удовлетворить требованиям метафизики при посредстве эмпирического вещества.

Вместе с тем он выбрал воздух за его способность легко изменяться: «предполагая изменчивость воздуха достаточной для перемен». Если, наконец, сопоставить с этим единственное положение, которое дошло до нас из сочинений этого философа: «как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дух   и воздух охватывает весь мир», то делается ясно, что для него все дело было в том, чтобы назвать основным веществом самый живой и вечно подвижный из известных элементов.

Вместе с этим уже здесь является перед нами совершенно определенное представление о способе перехода первоначала в остальные вещества — ученье о разрежении и сгущении. Из воздуха через разрежение образуется огонь, а через сгущение последовательно — ветер, облака, дождь, вода, земля и камни. Уже в одном этом перечислении сказывается определенный характер его наблюдений (то, что они были метеорологическими), а вместе с тем и наклонность рассматривать физическое состояние тел, как масштаб для различных ступеней превращения основного вещества. При этом милетская наука уже имеет понятие о связи состояния тела с температурой: Анаксимен учил, что разрежение тождественно с нагреванием, а уплотнение — с охлаждением.

Исходя из этих общих определений, Анаксимен дал не только многочисленные объяснения отдельных явлений, свидетельствующие о том, что он был многосторонним и проницательным физиком, но также и теорию мирообразования.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 7125