Ансельм Кентерберийский (лат. Anselmus Cantuariensis; в Италии известен как Ансельм из Аосты, итал. Anselmo d'Aosta, фр. Anselme d'Aoste, Anselme du Bec или Anselme de Cantorbéry) — католический богослов, средневековый философ, архиепископ Кентерберийский. Родился Ансельм Кентерберийский в 1033 в Аосте (Пьемонт, Италия) в
знатной ломбардской семье. Вынужденный уйти из дома, поступил в
известный монастырь в Беке (Нормандия), где в 1060 принял монашеский
постриг, а в 1063 стал преемником своего учителя Ланфранка в звании
приора. В 1073 сделался настоятелем (приором) и
схоластиком. В 1078 был избран настоятелем аббатства и посетил владения
своего монастыря в Англии, где приобрел множество друзей. После кончины
Ланфранка, бывшего архиепископа Кентерберийского, король Вильгельм
Рыжий, противясь всеобщему желанию видеть Ансельма преемником Ланфранка,
четыре года держал архиепископскую кафедру вакантной и уступил лишь в
1093. Ансельм потребовал, чтобы знаки его архиепископского достоинства
были вручены ему папой, а не королем. Хотя этот спор удалось уладить,
Ансельм все же отбыл в 1097 в Рим, где оставался до тех пор, пока в 1100
преемник Вильгельма Рыжего, Генрих I, не призвал его вновь на
архиепископскую кафедру. Спор по поводу мирских инвеститур разгорелся с
новой силой, и его удалось разрешить только в 1107, когда стороны пришли
к соглашению о том, что епископы должны оказывать надлежащие почести
правителям своей страны, однако символы их духовного сана им может
вручать только Церковь. Умер Ансельм в Кентербери 21 апреля 1109 и был
причислен к лику святых в 1494. В Западной церкви день памяти святого 21
апреля. Философия Ансельма В области христианского вероучения Ансельм предложил новую
трактовку догмата искупления, согласно которой жертва Христа была не
выкупом дьяволу за согрешившее человечество, как принято было думать до
тех пор, а выкупом, принесенным за человечество Богу. Это новое
толкование вскоре завоевало всеобщее признание. Рассматривая проблему
соотношения веры и разума, Ансельм в духе августиновского учения
утверждал, что вера является необходимой предпосылкой рациональной
спекуляции. Его знаменитые изречения – например, «вера, требующая
понимания» (fides quaerens intellectum) или «верую, чтобы понять» (credo
ut intelligam) – стали своего рода девизами августинианской школы, а
большинство его последователей – вплоть до эпохи св. Альберта Великого и
св. Фомы Аквинского – разделяли его точку зрения на отношение веры и
разума. Однако главная заслуга Ансельма состояла в том, что он
сформулировал т.н. онтологическое доказательство бытия Бога, призванное
показать, что из самого понятия Бога с необходимостью вытекает его
существование; впоследствии это доказательство развивали, обсуждали и
опровергали многие выдающиеся философы. К числу важнейших сочинений
Ансельма относятся Монолог (Monologion), Прибавление к рассуждению (Proslogion), Об истине (De veritate) и Почему Бог стал человеком (Cur Deus homo); последнее посвящено изложению знаменитого учения Ансельма о смысле искупительной жертвы Христа. | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 3769 |