Антисфен (др.-греч. Άντισθένης) — древнегреческий философ, основатель и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ. Родился Антисфен в Афинах около 440 года до н. э. Сначала он учился у
Горгия, но, увлеченный Сократом, отказался от профессии ритора и окончательно
посвятил себя философии. Учение Сократа поселило в нем любовь к добродетели и
ненависть к пороку, являющиеся исключительной чертой основанной им потом
философской школы. Идя дальше сократовских требований умеренности и воздержания,
Антисфен полагал добродетель в добровольных лишениях и полной независимости от внешних
условий, презирал богатство, почести, наслаждения и за единственно верную основу
нравственности признавал знание. Антисфен ограничил свои потребности лишь самым
необходимым и нисколько не стеснялся являться публично в лохмотьях, как нищий.
Антисфен отвергал почитание богов, давал аллегорическое толкование поэмам Гомера,
проповедовал возвращение к простоте естественного состояния и враждебно
относился ко всем государственным формам и установлениям, ко всем ограничениям,
налагаемым на человека обществом и его порядками, равнодушно относился даже к
родным и отечеству. Непозволительным Антисфен считал только одно зло, а постыдным одно
безнравственное. Вообще его этика могла привести только к грубому
индифферентизму как в политической, так и в общественной жизни. Самым выдающимся
учеником его был Диоген. После смерти Сократа он учил в Киносарге,
афинской гимназии, откуда его школа и получила свое название. Его многочисленные
произведения, в том числе полемическое сочинение против Платона, все утеряны;
известные под его именем письма считаются подложными. Год его смерти неизвестен.
Заслуги Антисфена и его учеников в философском отношении невелики; они занимались
исключительно этикой, да и то в одностороннем направлении. Прямую
противоположность Антисфену и его школе составляли Аристипп и киренаики;
в тех и других мы видим уже зародыши позднейших школ стоиков и эпикурейцев. Известны названия около 70 сочинений Антисфена, из которых
сохранились несколько отрывков и два ранних софистических текста
полностью: «Аякс» и «Одиссей». Стиль сохранившихся текстов небрежен, речь обыденна, местами вульгарна. Политические взгляды Антисфена были крайне своеобразны: он отрицал
законы и все социальные условности, а образец для построения
человеческого общества предлагал искать у животных.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2286 |