Аристипп (греч. Ἀρίστιππος, лат. Aristippos) — древнегреческий философ, основатель киренской, или гедонической, школы, ученик и друг Сократа, с софистическим уклоном. Аристипп родился около 435 года до н. э. Основатель школы киренаиков (или гедоников),
получившей и свое название от имени его родного города; провел свою
юность в Афинах в обществе Сократа, а затем, по некоторым показаниям,
еще при жизни Сократа и сам стал учить, подобно софистам, путешествуя из
одной страны в другую. Он же, говорят,
первый между сократиками стал брать плату за учение. Из сочинений
Аристиппа, число которых было, может быть, довольно значительно, ничего
до нас не дошло. Его учение было, вероятно, приведено в систему лишь его
учениками, может быть, его соименным ему внуком. Внешние обстоятельства жизни Аристиппа, родившегося в
богатом роскошном городе от состоятельных родителей, наверное, не
остались без влияния на его философию. В его школе признавалось,
говорят, деление философии на 5 частей, частями физической и
диалектической он пренебрегал. Умер Аристипп около 355 года до н. э. Философия Аристиппа Его философия сходилась с
философией Антисфена в том отношении, что, отрицая возможность познания
абсолютной, безотносительной истины, своей конечной целью ставила вопрос
о счастье человека, но вместе с тем и существенно отличалась от
антисфеновской, противополагая принципу пренебрежения к потребностям
принцип наслаждения; несколько видоизменившись, она продолжала
впоследствии свое существование в эпикуреизме, так же как антисфеновская
в стоицизме. Благо, по мнению Аристиппа, есть приятное ощущение, и
высшего счастья человек достигает, когда отдается вполне такому
ощущению, не смущаясь ни воспоминаниями прошедшего, ни заботами о
будущем. Согласно ему, познание основывается на одних только восприятиях, причины которых, однако, непознаваемы. Восприятия других людей для нас также недоступны. В мышлении, как и в действиях, следует придавать значение только настоящему. Только им мы можем свободно распоряжаться. В душевных настроениях он принимал три различных
состояния: удовольствие, неудовольствие и третье — среднее между теми
двумя; первое он сравнивал с тихим движением морских волн при легком
ветре, второе с порывистым движением их в бурю, третье с тишиной штиля.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2915 |