Диоген из Эноанды | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Диоген из Эноанды
Диоген из Эноанды (Διογένης ὁ Οἰνοανδεύς) — древнегреческий философ.

В 120 н. э. приказал выбить на стенах портика (стой), построенного на главной площади города, надпись, достигавшую более 50 метров в длину, прославлявшую Эпикура. Эта надпись извещала о пути достижения счастливой жизни - следовании философскому учению Эпикура, поэтому в ней излагались основные положения эпикурейской этики и физики. Камни стой позже были использованы при строительстве южной городской стены Эноанды, так что расшифровка надписи в наше время стала похожа на разгадывание головоломки. Надпись была обнаружена в середине 80-х 19 века, однако настоящее ее изучение началось лишь в 60-е 20 века. Надпись из Эноанды - важный историко-философский документ, позволяющий судить о характере и распространенности эпикурейского учения в 1-2 веках н. э. Содержащаяся в надписи полемика дает ценную информацию и о других философских школах того времени.

Скорее всего, идея создания столь грандиозного философско-сотерио-логического послания возникла у Диогена под влиянием, с одной стороны, греческой традиции: изречения семи мудрецов, «полезные людям», были начертаны в пронаосе Дельфийского храма, с другой - распространением в Мал. Азии монументальных эпиграфических памятников, прославлявших римских императоров.

Диоген излагал философию Эпикура, вероятно, по распространенным среди его последователей сборникам писем и максим. В надписи приведены изречения из «Главных мыслей», цитаты как из известных нам, так и ранее не найденных писем Эпикура: его «Письмо к Досифею», «Письмо к матери», «Письмо друзьям (эпикурейцам) в Лампсаке». К сочинениям самого Диогена относят так называемые «Трактат по физике» и «Трактат по этике», представляющие собой разрозненные фрагменты надписи, между которыми в процессе реконструкции обнаружилась связь и выявилась структура двух сочинений; трактат «О прежних временах» (ранее его исследователи называли «О золотом веке»); «Письмо к друзьям (на Родосе?)», «Письмо к Антипатру» о множественности миров, «Письмо к Дионисию», изречения Диогена. Подражая Эпикуру во всем, Диоген обнародовал не только свои философские идеи, но и свое завещание и переписку с «друзьями», то есть другими эпикурейцами. Известно, что Диоген получил образование на Родосе и, вероятно, там приобщился к эпикурейской философии.

Содержательно в надписи можно выделить три основных раздела: вступление, физика, этика. В своеобразном предисловии к своей каменной книге Диоген заявил, что большинство людей страдают из-за ошибочных мнений о вещах, передавая невежество друг другу, подобно тому как во время чумы люди передают друг другу болезнь. Диоген решил просветить всех людей, своих современников и потомков, сограждан и чужеземцев, при этом себя он рассматривал как новое воплощение Эпикура. Диоген полагал, что все могут обрести мудрость, подражая Эпикуру, и тогда смогут жить как боги во взаимной любви и справедливости. В духе эпикурейского учения он указал на то, что мешает счастью, - это страх перед болью, страх смерти и страх перед богами. Он отмечал, что неумеренные страсти, то есть желания, переходящие границы, означенные природой, также вызывают смятение и страдание.

Физический раздел пострадал сильнее прочих, от него сохранился материал о предшествующих эпикурейской философии учениях и полемика со скептиками о возможности познаваемости природных явлений. Кроме того, имеются фрагменты об атомизме Демокрита, в которых этому учению дается положительная оценка, однако оспаривается отрицание Демокритом качеств у атомов; вслед за Эпикуром Диоген принимает учение об «отклонении» атомов от прямолинейного движения. В составе физического выделяют трактат, посвященный разработке эпикурейской теории бесконечного множества миров; аргументация Диогена основана на тезисах о бесконечности пространства и бесконечного числа атомов, из которых должно образоваться бесконечное число миров.

Этический раздел начинается с похвалы философии, в нем излагается эпикурейское учение о достижении счастья в разумных удовольствиях, которые сопутствуют добродетели. Текст Диогена в целом отличает характерная для произведений эпикурейской школы полемическая заостренность: он спорил с Демокритом и стоиками по поводу веры в вещие сны; выступал против учения стоиков о провиденциальном устройстве мира; критиковал учение о метемпсихозе Пифагора и Эмпедокла; как и его современник Лукиан из Самосаты, разоблачал мантику и оракулы. Диоген возражал стоикам, утверждавшим, что души глупцов погибают сразу после смерти тела, а мудрецов - продолжают жить, хотя и они не бессмертны, и говорит, что это нелепо, так как природа всех душ одинаково смертна. Критикуется и стоическое учение о добродетели: конечная цель - счастье, а добродетели - только средства для его достижения, а стоики ошибочно делают добродетель самоцелью.

Подобно Филодему из Гадары, Диоген защищал эпикурейцев от обвинений в безбожии, указывая, что безбожием отличались учения последователей не их школы, а других философов, в частности Диагора Мелосского и Протагора из Абдеры. Представляет особенный интерес заключительная часть надписи Диогена - трактат «О прежних временах», в котором он приспособил традиционный эпикуреизм к языку и духу своего времени. Диоген верил в грядущее наступление «золотого века». Он мечтал о том времени, когда идеалы Сада станут всеобщими. Все будут мирно заниматься земледелием, а в часы досуга - философией. В обществе будет царить справедливость, отношения наполнятся взаимной любовью, и тогда «жизнь богов перейдет к людям».
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 1714