Диоген из Эноанды (Διογένης ὁ Οἰνοανδεύς) — древнегреческий философ. В 120 н. э. приказал выбить на стенах портика (стой), построенного на главной площади города, надпись, достигавшую более 50 метров в длину, прославлявшую Эпикура. Эта надпись извещала о пути достижения счастливой жизни - следовании философскому учению Эпикура, поэтому в ней излагались основные положения эпикурейской этики и физики. Камни стой позже были использованы при строительстве южной городской стены Эноанды, так что расшифровка надписи в наше время стала похожа на разгадывание головоломки. Надпись была обнаружена в середине 80-х 19 века, однако настоящее ее изучение началось лишь в 60-е 20 века. Надпись из Эноанды - важный историко-философский документ, позволяющий судить о характере и распространенности эпикурейского учения в 1-2 веках н. э. Содержащаяся в надписи полемика дает ценную информацию и о других философских школах того времени. Скорее
всего, идея создания столь грандиозного философско-сотерио-логического
послания возникла у Диогена под влиянием, с одной стороны, греческой
традиции: изречения семи мудрецов, «полезные людям»,
были начертаны в пронаосе Дельфийского храма, с другой -
распространением в Мал. Азии монументальных эпиграфических памятников,
прославлявших римских императоров. Диоген
излагал философию Эпикура, вероятно, по распространенным среди его
последователей сборникам писем и максим. В надписи приведены изречения
из «Главных мыслей», цитаты как из
известных нам, так и ранее не найденных писем Эпикура: его «Письмо к
Досифею», «Письмо к матери», «Письмо друзьям (эпикурейцам) в Лампсаке». К
сочинениям самого Диогена относят так называемые «Трактат по физике» и «Трактат по
этике», представляющие собой разрозненные фрагменты надписи, между
которыми в процессе реконструкции обнаружилась связь и выявилась
структура двух сочинений; трактат «О прежних временах» (ранее его
исследователи называли «О золотом веке»); «Письмо к друзьям (на
Родосе?)», «Письмо к Антипатру» о множественности миров, «Письмо к
Дионисию», изречения Диогена. Подражая Эпикуру во всем, Диоген обнародовал
не только свои философские идеи, но и свое завещание и переписку с
«друзьями», то есть другими эпикурейцами. Известно, что Диоген получил
образование на Родосе и, вероятно, там приобщился к эпикурейской
философии. Содержательно в надписи можно выделить три основных раздела: вступление, физика,
этика. В своеобразном предисловии к своей каменной книге Диоген заявил, что
большинство людей страдают из-за ошибочных мнений о вещах, передавая
невежество друг другу, подобно тому как во время чумы люди передают друг
другу болезнь. Диоген решил просветить всех людей, своих современников и
потомков, сограждан и чужеземцев, при этом себя он
рассматривал как новое воплощение Эпикура. Диоген полагал, что все могут
обрести мудрость, подражая Эпикуру, и тогда смогут жить как боги во
взаимной любви и справедливости. В духе эпикурейского учения он указал
на то, что мешает счастью, - это страх перед болью, страх смерти и страх
перед богами. Он отмечал, что неумеренные страсти, то есть
желания, переходящие границы, означенные природой, также вызывают
смятение и страдание. Физический
раздел пострадал сильнее прочих, от него сохранился материал о
предшествующих эпикурейской философии учениях и полемика со скептиками о
возможности познаваемости природных явлений. Кроме того, имеются
фрагменты об атомизме Демокрита, в которых этому учению дается
положительная оценка, однако оспаривается отрицание Демокритом качеств у
атомов; вслед за Эпикуром Диоген принимает учение об «отклонении» атомов от
прямолинейного движения. В составе физического выделяют трактат,
посвященный разработке эпикурейской теории бесконечного множества миров;
аргументация Диогена основана на тезисах о бесконечности пространства и
бесконечного числа атомов, из которых должно образоваться бесконечное
число миров. Этический
раздел начинается с похвалы философии, в нем излагается эпикурейское
учение о достижении счастья в разумных удовольствиях, которые
сопутствуют добродетели. Текст Диогена в целом отличает характерная для
произведений эпикурейской школы полемическая заостренность: он спорил с
Демокритом и стоиками по поводу веры в вещие сны; выступал
против учения стоиков о провиденциальном устройстве мира;
критиковал учение о метемпсихозе Пифагора и Эмпедокла; как и
его современник Лукиан из Самосаты, разоблачал мантику и оракулы. Диоген возражал стоикам, утверждавшим, что души глупцов погибают сразу
после смерти тела, а мудрецов - продолжают жить, хотя и они не
бессмертны, и говорит, что это нелепо, так как природа всех душ одинаково
смертна. Критикуется и стоическое учение о добродетели: конечная цель -
счастье, а добродетели - только средства для его достижения, а стоики
ошибочно делают добродетель самоцелью. Подобно
Филодему из Гадары, Диоген защищал эпикурейцев от обвинений в безбожии,
указывая, что безбожием отличались учения последователей не их школы, а
других философов, в частности Диагора Мелосского и Протагора из Абдеры. Представляет особенный интерес заключительная часть надписи Диогена
- трактат «О прежних временах», в котором он приспособил традиционный
эпикуреизм к языку и духу своего времени. Диоген верил в грядущее
наступление «золотого века». Он мечтал о том времени, когда идеалы Сада
станут всеобщими. Все будут мирно заниматься земледелием, а в часы
досуга - философией. В обществе будет царить справедливость, отношения
наполнятся взаимной любовью, и тогда «жизнь богов перейдет к людям».
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1714 |