Диоген Синопский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς, греч. Διογένης της Σινώπης) - древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников. Имя Диоген в истории греческой философии прочно связано с эпатирующим образом жизни и блестящими афоризмами на грани и за гранью дозволенного. Его сочинения утрачены, все сведения черпаются из позднейшей историко-философской литературы. Родился Диоген около 412 года до н. э. Диоген пришел к философии и стал учеником Антисфена после неудачных занятий семейным делом. Согласно Лаэртию, отец Диогена заведовал казенной меняльной лавкой, а Диоген – чеканным цехом. Однако родитель попытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет, но сомневающийся Диоген якобы отправился в Дельфы, где Аполлон устами оракула посоветовал ему «сделать переоценку ценностей», что Диоген понял буквально, стал подделывать монеты и вскоре был осужден вместе с отцом. Согласно другой версии, отец был осужден, Диоген убежал один, и направился в Дельфы, чтобы спросить: что ему сделать, чтобы прославиться. Получив упомянутый ответ, Диоген отправился в Афины, где стал последователем Антисфена. После смерти Антисфена Диоген творчески развивал и радикализировал усвоенные в его школы взгляды. «Переоценка ценностей», с которой Диоген вступил
на сцену греческой философии, выразилась прежде всего в отказе от
традиционных ценностей цивилизации и призыве обратиться к «природе».
Прозвание «киник» (от греч. кион, собака), как считается,
возникло от названия школы Антисфена, располагавшейся в гимнасии по
названию Киносарг (что можно перевести как Белый или Зоркий пес).
Одевался Диоген следующим образом: короткий плащ на голое тело,
босые ноги, сума через плечо и дорожный посох; было знаменито также его
жилище: он жил в глиняной бочке на афинской площади. Основное время
проводил в странствиях по Греции, называя себя гражданином не
государства-полиса, а всего космоса – «космополитом» (впоследствии этот
термин широко использовали стоики). Умер Диоген 10 июня 323 до н. э. в Коринфе. Философия Диогена Основным содержанием учения Диогена была
моралистическая проповедь идеала жизни согласно природе и аскетическому
воздержанию во всем, что касается телесных потребностей. Строгий
обличитель всякой сексуальной невоздержности (особенно подростковой и
женской проституции), сам был известен афинским обывателям как
«бесстыдник», склонный к различным непристойным жестам, чем выказывалось
его презрение к нормам и «законам» человеческого существования. Популярностью пользовались некоторые «практические» акции Диогена: Платон дал определение понятия «человек»: животное о двух ногах, без перьев – в ответ Диоген ощипал
петуха и явился с ним в Академию: «вот человек Платона!» (после этого к
определению добавили: и с плоскими ногтями). Среди бела дня бродил по
Афинам со светильником в руке и возглашал «Ищу человека!». Презрение к славе и власти, как наиболее яркому ее воплощению, отразилось в беседах Диогена с Александром Македонским, когда на слова царя «Проси у меня, чего хочешь!» последовал ответ «Не засти мне солнца». Диоген говорил, что философия подготовила его к любым поворотам судьбы, и более всего ценил в жизни «свободу высказываться».
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 4201 |