Дионисий Ареопагит — афинский мыслитель, христианский святой. Дионисий Ареопагит был афинянином, обращенным в христианство апостолом Павлом (Деян 17:34); по свидетельству Евсевия Кесарийского, позднее он стал первым епископом Афинским. Приблизительно на рубеже 5 и 6 вв., вероятно в Сирии, неизвестным христианским писателем был создан ряд богословских трактатов на греческом языке. Эти сочинения, опирающиеся на библейскую традицию и на традицию философии неоплатонизма, обнаруживают прямую зависимость автора от языческого неоплатоника Прокла. Для большей авторитетности автор издал их под именем Дионисия Ареопагита, жившего в 1 в. Такие мистификации были нередки в древности, но эта оказалась одной из самых удачных. Корпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита включает в себя пять трактатов. В трактате О божественных именах
автор рассуждает о различных именах и определениях, которые даются в
Библии неименуемому Богу, – таких, как «Царь царей», «Ветхий днями»,
«Благой», «Сущий» и «Единый», – и объясняет смысл такого именования. В
трактате О таинственном богословии он говорит о том, что Бог
превосходит все, что человек способен помыслить или выразить словами, и
по этой причине Бог выше даже блага, бытия и единства. В трактате О небесной иерархии,
после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в
Библии для описания ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных
умопостигаемых сущностей (ангелов): серафимы, херувимы, престолы,
господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы, – каждый из
которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину. В
трактате О церковной иерархии описывается жизнь церкви: таинства
крещения, евхаристии и миропомазания; чины священства – епископский,
священнический и диаконский; состояния катехуменов (оглашаемых) и
кающихся, просто христиан и монашествующих; погребальные обряды. И
наконец, в корпусе из десяти Писем развиваются отдельные темы
этих трактатов и делается еще одна попытка убедить читателя в том, что
их автор – действительно Дионисий Ареопагит, ссылкой на то, что он был
свидетелем солнечного затмения, которое произошло в момент распятия
Христа. На протяжении тысячи лет аутентичность произведений этого
корпуса не вызывала сомнений, что, вероятно, объяснялось не столько
ловкостью подлога, сколько привлекательностью изложенного в них учения.
Впервые на них ссылается монофизит Север Антиохийский в первой половине 6
в. Действительно, в 4 письме как будто содержатся указания на то, что
автор объединяет божественную и человеческую природы Христа, как это
делали монофизиты, а не разделяет их, как это принято в православной
традиции. Однако в 7 в. Максим Исповедник истолковал сочинения
Псевдо-Дионисия в ортодоксальном смысле, обеспечив тем самым широкое
распространение их как на греческом Востоке, так и на латинском Западе. В
9 в. Хильдуин, аббат Сен-Дени во Франции, осуществил грубый латинский
перевод корпуса Ареопагитик, сопроводив его житием, в котором
автор отождествлялся не только с учеником апостола Павла, но и со св.
Дионисием Парижским, покровителем Сен-Денийского аббатства. Позднее,
также в 9 в., Иоанн Скот Эриугена выполнил новый, гораздо более точный
латинский перевод. В 12 и 13 вв. сочинения Псевдо-Дионисия пользовались
огромным влиянием среди западных теологов и мистиков. Фома Аквинский
цитирует их около 1700 раз. В эпоху Возрождения Марсилио Фичино сделал
новый перевод трактатов О божественных именах и О таинственном богословии, сопроводив их комментариями, однако Лоренцо Валла подверг сомнению аутентичность корпуса Ареопагитик.
Со временем точка зрения Лоренцо Валлы возобладала, и к 19 в.
псевдэпиграфический характер этих сочинений был признан практически
всеми. Однако вопрос об авторстве этих трактатов не столь важен в
сравнении с важностью изложенных в них идей. Это прежде всего идея
непостижимости Бога, учение о том, что совершенство Бога передается
через сложную промежуточную иерархию, и признание символического
характера всех словесных определений Бога. Эти идеи не были совершенно
оригинальными, однако они получили широкое распространение именно
благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту. Философия Ареопагита «Промысел и эманация» анализируется решение Дионисием проблемы происхождения мира. Ареопагит не говорит об этом вопросе специально, но в результате анализа текста корпуса, в первую очередь трактата «О божественных именах», делаются следующие выводы. Дионисий неоднократно употребляет неоплатонический термин proodov, означающий буквально «исхождение» и употреблявшийся неоплатониками для обозначения проявления Абсолюта в мире. Вся сложность вопроса связана с тем, понимается ли Дионисием исхождение Бога в космос в плане космогоническом, как порождение Им мира или же только как поддержание Богом существования космоса. Последняя позиция (позиция т.н. перманентного креационизма) может быть названа эманационизмом в широком смысле слова. Эманационизм же в традиционном значении этого термина (в данном случае первоначало понимается не как творящий субъект, а как порождающая причина) характеризует, как известно, неоплатоников. О том, что Ареопагит не может быть назван эманационистом в этом традиционном понимании говорит личностное отношение Бога к миру в его концепции, что было бы невозможно, будь Абсолют лишь причиной мира. Кроме того, иерархические чины у Дионисия не участвуют в поддержании бытия мира, что также отличает «Ареопагитики» от неоплатонических построений. Как следствие, Дионисий и Плотин представляют два различных понимания Промысла; личностное отношение к миру означает наличие Промысла как замысла, причинно-следственное – как закона. Неоднозначную трактовку понятия промысла находим у Прокла, который, с одной стороны, говорит о заботе единого, ума, души и богов по отношению к миру; с другой – определяет богов как причины мира. При этом не вполне ясным остается, каким образом промысел множества богов-причин у Прокла оказывается единым. | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2868 |