Джеральд Холтон (англ. Gerald Holton) — немецко-американский философ, специалист по истории и методологии науки,
профессор физики и истории науки Гарвардского университета (Сша).
Родился в 1922 в Берлине. До 1938 жил и учился в Вене. После захвата Австрии германскими фашистами Xолтон покинул Австрию и учился сначала в Оксфорде, а потом в Гарвардском университете, где за работу по физике высоких давлений в 1948 получил степень доктора. Основные сочинения: «Тематическое воображение в науке» (1967), «Тематические истоки научной мысли: от Кеплера до Эйнштейна» (1973), «Темы в научном мышлении» (1974) и др. Много лет Xолтон занимается изучением научного творчества А.Эйнштейна, ряд его работ посвящены Кеплеру, Бору и другим деятелям науки. Являясь одним из представителей постпозитивистской линии в философии науки, Xолтон главной задачей своего исследования видит в том, чтобы «произвести тщательный анализ той фазы работы ученого, в которой происходит зарождение новых идей». Философия Холтона Xолтон пытается
выявить сущность сложного процесса формирования ученого и нового
знания, привлекая для этого богатый исторический материал и уделяя
значительное внимание иррациональным факторам, влияющим на этот процесс.
Его концепция исследования научного знания получила название
«тематический анализ науки». Одним
из важнейших аспектов ее является рассмотрение любого результата научной
деятельности в качестве «события». В этом событии может быть выделено,
согласно Xолтону, не менее восьми аспектов:
Эта схема, считает Xолтон, показывает связь между
естественными и гуманитарными исследованиями. Xолтон констатирует неполноту
этого перечня компонентов историко-научных исследований. Всегда остается
ряд вопросов, которые не могут быть решены в рамках этой восьмеричной
схемы, и в частности, это вопросы, касающиеся выбора той или иной теории
учеными; источника, постоянно питающего научные споры, а также того
неизменного, что существует в непрерывно изменяющейся теории и практике
науки и т.д. Для решения вопросов такого типа и предлагает Xолтон девятый
компонент анализа научной деятельности – тематический анализ науки.
Согласно Xолтону, именно личной, возможно, даже неявной приверженностью
к определенной теме может направляться творческое воображение ученого.
Применение тематического анализа к исследованию научной деятельности
позволяет Xолтону ввести психологические и социокультурные факторы в анализ
процесса возникновения нового знания, а также связать анализ науки
с рядом других областей исследований, включая исследования человеческого
восприятия и познания, процессов обучения, мотивации и даже выбора
профессии.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 3547 |