Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Дюркгейм родился 15 апреля 1858 в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).
В 1898–1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника» –
первого в мире специализированного научного журнала по социологии.
Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская
социологическая школа», которое играло значительную роль во французской
социологии даже после смерти своего основателя. В 1902, получив звание
профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о
воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и
социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как
преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла
его последняя крупная работа, «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). 15 ноября 1917 в Париже Дюркгейм скончался. Философия Дюркгейма Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается
классиком теории социологического метода (подход — «социальный
реализм»). Принципы социологии:
По его мнению, социология должна изучать социальную действительность,
которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна
иметь свои специфические методы.
Социология
Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне
индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной
силой. Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему
для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и
какие законы управляют межличностными отношениями; предложить
правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни. Методология социологического познания (исследования) — основывается
на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного
исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и
прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих
немало бед на практике. Социология — строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций.
Общество
Архаическое (простое) общество или группа характеризуется
механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью
растворены в коллективном сознании. Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической
солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и
специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость
индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде. Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем
выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и
разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше
терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками»
которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на
индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное
существование.
Гражданское общество
На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной
личности — вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению,
заявив о начале новой исторической эпохи. Далее происходит формирование целого слоя людей — бигменов (племенная
аристократия), располагавших значительными богатствами, политическим
весом и собственными интересами. Наметившиеся в обществе глубокие перемены 5-7 тысяч лет назад
достигли пика в 5 веке до новой эры, а потом затихли на 2 тысячи лет,
возобновившись лишь после 3-х великих революций: английской, французской и американской. Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение.
От механической к органической солидарности
Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в работах Дюркгейма. Социальная солидарность —
главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая
общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного
разделения труда, то есть социализации и распределения людей по
профессиям. Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у
людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его
юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя
взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и
кооперация, а договор является формой социального взаимодействия;
отношения людей на основе договора регламентируются правилами и
законами, на которых покоятся социальные институты общества. Теория строения и эволюции общества:
Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому
что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите
прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем
более оно склоняется к тоталитаризму. Демократия —
вершина общественного развития и самая сложная форма социальной
организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду
предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в
авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор
санкций при этом чрезвычайно широк, а подавляющая их часть склоняется к
мягким и косвенным санкциям. Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не
только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям
чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону
репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди,
не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек
должен знать нормы и автоматически им следовать.
Коллективное сознание
Коллективное сознание —
совокупность общих у членов одного и того же общества интересов,
верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. К.с. —
«психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ
развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую,
«отдельную реальность» — существует объективно, независимо от нашей воли
и сознания, но осуществляется только в индивидах. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и
сходным чувствам. Последние и составляют условия существования
коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше
коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует
социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с
группой. Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к
целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается
групповое сознание. От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или
патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия
(патология общества) — ощущение отсутствия норм, возникающее в
переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают
действовать, а новые ещё не установились. Патологичные формы состояния общества: аномия,
социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы,
классовые конфликты. Основной путь решения проблемы — реформы.
Социальные факты
«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ
действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида
внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное
существование, независимое от него. При рождении индивид находит
готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и
обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти
образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно,
объективно. Следствием объективности социальных фактов является другая их
характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение
последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе
социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не
могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести
всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами
социальных фактов. Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования
существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению
к нему нормативно-принудительной силой. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного
сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и
морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами:
численность и плотность населения, форма жилища, географическое
положение и т. д. Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы
явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные
нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и
интересы людей. По степени консолидации людей различаются структурные (аномические)
факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в
формировании и реализации общественного мнения. Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм:
простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и
органическая солидарность людей.
Проблема самоубийства
С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство
объяснялось климатическими, географическими, биологическими, сезонными,
психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит
сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику
самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только
социология способна объяснить различия в количестве самоубийств,
наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве
альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что
самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и
соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида:
Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков;
неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке;
среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в
мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и
революций; в периоды экономического процветания и спада самоубийства
происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности; самоубийств
больше в городах, чем в сельской местности. На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что
типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление
социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции
(сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень
самоубийств. «Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, зиждилась на
анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм
стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в
социологической науке количественного анализа. В работе был предложен
термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов,
способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее
вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей. Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.
Анализ религии
Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что
религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый не
был верующим. В своем исследовании «Элементарные формы религиозной жизни», написанном во многом под влиянием идей Уильяма Робертсона-Смита,
Дюркгейм отказывался считать религию простым продуктом заблуждения
человеческого ума или самообманом. По его мнению, религия — это такая
сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают
социальную действительность. Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру,
современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие —
гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников
был характерен философский подход к пониманию предмета и задач
социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как вполне
самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом,
продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа
конкретных проблем.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 5409 |