Эммануэль Левинас (фр. Emmanuel Lévinas) — французский философ. Родился 30 декабря 1905 (12 января 1906) в еврейской семье в Литве, где получил воспитание в традиции иудаизма. В 1923 эмигрировал во Францию. Философию изучать начал в 1924 в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с Морисом Бланшо, положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению феноменологии во Фрайбургском Университете под руководством Эдмунда Гуссерля. Там же, во Фрайбурге посещал семинары Мартина Хайдеггера. В 1939 мобилизован в связи с началом Второй Мировой войны. Был взят в плен (1940), освобожден в 1945. Был профессором университетов в Пуатье (1961 - 1967), Нантере (1967 - 1973), а также в Сорбонне (1973 - 1976). Скончался 25 декабря 1995 в Париже. Философия Левинаса Философские воззрения Левинаса формировались под влиянием феноменологии Гуссерля и фундаментальной онтологии Хайдеггера, а также диалогизма Мартина Бубера и, главным образом, Франца Розенцвейга, в значительной мере определившего стиль мышления «зрелого» Левинаса. Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних
работах Левинаса: «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» (1930), «От
существования к существующему» (1947), «Открывая существование с
Гуссерлем и Хайдеггером» (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет
книга «Время и Другой», в которой Левинас впервые излагает собственную
философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний.
Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах
книги споре с Хайдеггером и доминировавшим в интеллектуальном климате
Франции экзистенциализмом.
Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во «Времени и Другом», получают дальнейшее развитие в его трудах «Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности» (1961), «Гуманизм другого человека» (1973), «Инобытие, или по другую сторону
сущности» (1974), «Диахрония и репрезентация» (1983), и др. При очевидной проблематичности тематизации философского наследия
Левинаса (однозначно идентифицировать его с тем или иным
интеллектуальным направлением невозможно по ряду причин), проблемное
поле его философии может быть эксплицировано с достаточной
определенностью. В центре внимания Левинаса - этическая проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры Другого.
В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического
субъекта - в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее,
имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я трансцендентального,
не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом
идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании,
питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля,
показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная
форма трансцендентального - диалог. Таким образом, Другой для меня -
единственный мыслимый гарант моего Я.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1244 |