Эммануэль Левинас | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Эммануэль Левинас
Эммануэль ЛевинасЭммануэль Левинас (фр. Emmanuel Lévinas) — французский философ.

Родился 30 декабря 1905 (12 января 1906) в еврейской семье в Литве, где получил воспитание в традиции иудаизма. В 1923 эмигрировал во Францию. Философию изучать начал в 1924 в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с Морисом Бланшо, положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению феноменологии во Фрайбургском Университете под руководством Эдмунда Гуссерля. Там же, во Фрайбурге посещал семинары Мартина Хайдеггера. В 1939 мобилизован в связи с началом Второй Мировой войны. Был взят в плен (1940), освобожден в 1945. Был профессором университетов в Пуатье (1961 - 1967), Нантере (1967 - 1973), а также в Сорбонне (1973 - 1976). Скончался 25 декабря 1995 в Париже.

Философия Левинаса

Философские воззрения Левинаса формировались под влиянием феноменологии Гуссерля и фундаментальной онтологии Хайдеггера, а также диалогизма Мартина Бубера и, главным образом, Франца Розенцвейга, в значительной мере определившего стиль мышления «зрелого» Левинаса.

Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» (1930), «От существования к существующему» (1947), «Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером» (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга «Время и Другой», в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшим в интеллектуальном климате Франции экзистенциализмом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во «Времени и Другом», получают дальнейшее развитие в его трудах «Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности» (1961), «Гуманизм другого человека» (1973), «Инобытие, или по другую сторону сущности» (1974), «Диахрония и репрезентация» (1983), и др.

При очевидной проблематичности тематизации философского наследия Левинаса (однозначно идентифицировать его с тем или иным интеллектуальным направлением невозможно по ряду причин), проблемное поле его философии может быть эксплицировано с достаточной определенностью. В центре внимания Левинаса - этическая проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры Другого. В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта - в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я трансцендентального, не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального - диалог. Таким образом, Другой для меня - единственный мыслимый гарант моего Я.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 1206