Эмпедокл из Акраганта (др.-греч. Ἐμπεδοκλῆς) — древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец. Родился около 490 до н. э. в Акраганте на Сицилии. Детали биографии, сообщаемые в истории философии Диогена Лаэртия представляют собой, преимущественно, античные легенды. Большая часть информации черпается из его собственных сочинений – поэм О природе и Очищения, известных по фрагментам. Аристократ по рождению, в политике Эмпедокл был сторонником демократии, был известен как врач. В философии сочетал элементы ионийской натурфилософии (О природе) с орфико-пифагорейским учением о душе (Очищения). Умер около 430 до н. э. Философия Эмпедокла Как мыслитель Эмпедокл испытал влияние предшествующей натурфилософской традиции (Милетская школа),
пифагорейской философии и математики, а также религиозных культов. Его
плюралистическая система первоначал, с постулированием четырех основных
элементарных форм материи, явилась философским ответом на критику
монистических космогоний со стороны Парменида,
как и все позднейшие системы подобного типа. Она была призвана прежде
всего объяснить наблюдаемое разнообразие и подвижность природы (вопреки
тезису Парменида о едином неподвижном бытии). В учении Эмпедокла в
качестве начал космоса были названы четыре традиционные стихии
ионийской физики – огонь, воздух, вода и земля, именуемые им «корнями
всех вещей». Эти начала вечны и неизменны, все же изменения видимого
мира происходят благодаря их сочетанию друг с другом под воздействием
двух фундаментальных сил притяжения (Любви, «Филии») и отталкивания
(Вражды, «Нейкос»). Таким образом, как и Парменид, Эмпедокл полагал, что
переход из небытия к бытию (и обратно) невозможен, «рождение» и
«гибель» – лишь неточные имена, за которыми стоит механистическое
«соединение» и «разъединение» вечных элементов. Для обозначения
элементов, как и движущих космических сил, у Эмпедокла используется
мифологический язык: огонь – Зевс, воздух – Айдоней, вода – Нестида,
земля – Гера. В космогонии Эмпедокл был сторонником теории
циклов, в которых сменяется то господство «любви», то господство
«вражды». Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы: 1. эпоха «любви» – все элементы слиты воедино, образуя однородный неподвижный «шар»; 2. «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3. «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4. фаза возникновения живых существ, в свою очередь, распадается на 4 ступени:
Согласно этой теории
происхождения видов, каждая новая ступень «вырастает из земли». Большое
влияние на последующую греческую философию (особенно, на атомизм)
оказала теория ощущений Эмпедокла: от воспринимаемого объекта непрерывно
отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов
чувств. Теория «пор и истечений» имела у него универсальный характер и
объясняла также физические и физиологические процессы. Часть поэмы О природе
была посвящена описанию сферы божественного. По Эмпедоклу, бог не
доступен чувственному познанию, его можно лишь созерцать умом; облик
бога не антропоморфен, он есть «дух, святой и несказанный, обегающий
весь космос быстрыми мыслями». В поэме Очищения Эмпедокл
повествует о судьбе живых существ, излагает учение о грехопадении души,
ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и
освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны. Сущность,
которая участвует в круге перерождений, – не душа (как у пифагорейцев и
Платона), а «демон» (божество). Сам Эмпедокл сообщает, что был раньше
мужчиной и женщиной, рыбой, птицей, зверем. По легенде, он окончил
жизнь, бросившись в жерло вулкана Этна.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 2015 |