Эпиктет (греч. Έπίκτητος) — древнегреческий философ; представитель Стоической школы; основал в Никополе философскую школу. Родился около 50 в Гиераполи. Был рабом (имя «Эпиктет» букв. означает «прикупленный»), но впоследствии получил свободу и открыл в своем доме в Никополе философскую школу. Среди учеников Эпиктета был историк и географ Флавий Арриан, который записал его беседы, – этот текст ныне известен как Беседы Эпиктета в 4-х кн. Кроме того, под его именем дошло Руководство по этике – также выполненная учениками запись рассуждений Эпиктета, который свое учение не записывал (отчасти подражая высоко ценимому им Сократу). Умер в 138 в Никополе. Философия Эпиктета Учение
Эпиктета носит прежде всего моралистическую направленность, и
представляет один из ярких образцов философской мысли периода т.н.
Римского стоицизма (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). По Эпиктету, философия есть лекарство, необходимое для исцеления больной души, «школа философа – это лечебница»; больна же всякая душа, которая сама не может разобраться в
«необходимых вопросах»: в чем добро и зло, что такое прекрасное и
постыдное, в чем счастье, что следует делать и т.п. Подчинять
чувства разуму, рассматривать и «устанавливать мерки», которыми
измеряются причины человеческих разногласий и истинная ценность расхожих
мнений – дело философии, пользоваться же познанным в жизни – дело
человека добродетельного. Он настойчиво подчеркивает необходимость
постоянного упражнения (аскезы) в добродетели: недостаточно просто
знать, нужно поступать в соответствии со своим знанием. Нужно
воспитывать в себе смирение, снисходительность, терпимость,
совестливость, освобождаться от страха, скорби и прочих страстей.
Освобождение от страстей, апатия, составляет основное содержание
идеала философской мудрости. В рассуждениях Эпиктета отчетливо звучит
религиозный мотив: желание переменить образ жизни от худшего к лучшему
обусловлено стремлением «явить себя чистым перед богом», успешное
продвижение по пути к добродетели необходимо подкреплять
жертвоприношениями, мудрец должен быть благодарным богу за все, что с
ним происходит. Уподобление божеству как максима этики (мудрец как «сын
божий») имеет обоснование в онтологии: благодаря разуму люди сродни
божеству (ср. стоическое учение о боге как мировом уме-огне-судьбе),
наши души – частицы и «сколки» бога, а бог Зевс – «отец людей»,
«добрый царь». Человек получил от него жизнь и должен возвратить ее
спокойно, сообразовав свою волю с ходом вещей. По Эпиктету, величие
человеческого духа проявляется в возможности быть счастливым в скорбях
этой жизни, но если кого это не устраивает, он имеет право на
добровольный уход из жизни через самоубийство: «удались как благодарный,
как совестливый. Дай место другим». Но этот исход – крайняя мера,
доступная лишь мудрецу, вполне использовавшему свою свободу жить в этом
мире по разуму, совести и вере. Многие мотивы философии Эпиктета были близки как неоплатоникам (на Руководство в 6 в. составил учебный комментарий Симпликий), так и христианским авторам (в 7 в. тот же текст переложил для нужд монастырской жизни Нил Анкирский).
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 2095 |