Эухенио Триас | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Эухенио Триас
Эухенио ТриасЭухенио Триас — испанский философ.

Родился в 1942. Основные работы: «Границы мира» (1985), «Время духа» (1994), «Мысли о религии» (1997) он исследует связь эстетики, философии религии и этики. Большое влияние на его философию оказали взгляды Хайдеггера, Витгенштейна, а также испанской философии в лице Унамуно и Ортеги-и-Гассета.

Философия Триаса

Триас стремится разработать цельную философскую концепцию, основанную на понятии «границы» (онтологическая граница между разумом и его призраками), которое может быть применимо к этике, эстетике, философии религии и теории познания. Границу философ определяет как область действия философии, которая может быть названа в этом случае философией границы. По мнению испанского философа, граница представляет собой нечто разделяющее, но не отделяющее, она является местом соприкосновения различных сторон бытия. Философия границы оказывается центром всей онтологии Триаса, и человек в этом случае представляется как то, что ограничивает, а само его бытие – это граница. Таким образом, человек, согласно Триасу становится обитателем границы, ограничивает ее. Проблема свободы возникает у испанского философа исходя из нескольких моментов. Во-первых, свобода понимается им как внутреннее свойство личности, а уже как следствие такого рассмотрения – возникает вопрос о возможности свободы отдельного индивида в обществе, в условиях его совместного бытия с другими людьми, наделенными точно такими же свойствами индивидуальной свободы, как и он сам.

Первым и самым главным моментом, когда возникает проблема свободы, является индивидуальное бытие человека. Триас рассматривает личность, как обитающую в особом месте, на границе между двух реальностей – природной и божественной, и ограничивающую их. Человеческий субъект, в этом случае, представляется как связанное единство трех субъектов. «Первый субъект» отождествляется с божественным, «третий субъект» связан с природой, а «второй субъект» зависит от двух других и противопоставляется им, поскольку он не есть только природное или божественное. Вместе с тем, человек может стремиться понять природу и Бога, поскольку граница является пространством объединения и разделения двух противоположностей. Особенность положения человека, заключается, таким образом, в том, что он становится посредником между двумя сферами, представляет собой область пересечения между ними, любое отношение между природным и божественным может осуществляться только через человека. В этом случае возникает проблема – каким образом возможна свобода человека, если изначально его бытие должно оставаться неизменным, подчиненным особым требованиям.

В таком случае самым лучшим поведением для человека, согласно философии Триаса, признается его свободный ответ или отклик на данный императив ограничивающего разума, на обязательство быть обитателем границы. У человека есть выбор – он может предпочесть то, что определяет для него верным ограничивающий разум или сделать выбор в пользу одного из вариантов, который окажется приближением к тому или иному полюсу существования вне его самого, именно в этом заключается сложность местонахождения человека, ведь самим его бытием изначально определен средний путь или постоянное нахождение на границе. Таким образом, можно прийти к выводу, что требование бытия границы в человеке содержится уже потенциально, в проекции, а впоследствии, когда ограничивающий разум задает человеку задачу самоопределения в той или иной ситуации, это бытие проявляется в своей реальности, в том случае, если человек выбирает путь, соответствующий предложенному самой философией границы (то есть изначально единственно возможный), если же человек не соглашается с предложенным ему вариантом, свободно выбирая иное направление пути, то потенциально заложенное оказывается не реализованным.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 1014