Эухенио Триас — испанский философ. Родился в 1942. Основные работы: «Границы мира» (1985), «Время духа» (1994), «Мысли о религии»
(1997) он исследует связь эстетики, философии религии и этики. Большое
влияние на его философию оказали взгляды Хайдеггера, Витгенштейна,
а также испанской философии в лице Унамуно и Ортеги-и-Гассета. Философия Триаса Триас стремится разработать цельную философскую концепцию, основанную
на понятии «границы» (онтологическая граница между разумом и его
призраками), которое может быть применимо к этике, эстетике, философии
религии и теории познания. Границу философ определяет как область
действия философии, которая может быть названа в этом случае философией
границы. По мнению испанского философа, граница представляет собой нечто
разделяющее, но не отделяющее, она является местом соприкосновения
различных сторон бытия. Философия границы оказывается центром всей
онтологии Триаса, и человек в этом случае представляется как то, что
ограничивает, а само его бытие – это граница. Таким образом, человек,
согласно Триасу становится обитателем границы, ограничивает ее. Проблема
свободы возникает у испанского философа исходя из нескольких моментов.
Во-первых, свобода понимается им как внутреннее свойство личности, а уже
как следствие такого рассмотрения – возникает вопрос о возможности
свободы отдельного индивида в обществе, в условиях его совместного бытия
с другими людьми, наделенными точно такими же свойствами индивидуальной
свободы, как и он сам. Первым и самым главным моментом, когда возникает проблема свободы,
является индивидуальное бытие человека. Триас рассматривает личность,
как обитающую в особом месте, на границе между двух реальностей –
природной и божественной, и ограничивающую их. Человеческий субъект, в
этом случае, представляется как связанное единство трех субъектов.
«Первый субъект» отождествляется с божественным, «третий субъект» связан
с природой, а «второй субъект» зависит от двух других и
противопоставляется им, поскольку он не есть только природное или
божественное. Вместе с тем, человек может стремиться понять природу и
Бога, поскольку граница является пространством объединения и разделения
двух противоположностей. Особенность положения человека, заключается,
таким образом, в том, что он становится посредником между двумя сферами,
представляет собой область пересечения между ними, любое отношение
между природным и божественным может осуществляться только через
человека. В этом случае возникает проблема – каким образом возможна
свобода человека, если изначально его бытие должно оставаться
неизменным, подчиненным особым требованиям. В таком случае самым лучшим поведением для человека, согласно
философии Триаса, признается его свободный ответ или отклик на данный
императив ограничивающего разума, на обязательство быть обитателем
границы. У человека есть выбор – он может предпочесть то, что определяет
для него верным ограничивающий разум или сделать выбор в пользу одного
из вариантов, который окажется приближением к тому или иному полюсу
существования вне его самого, именно в этом заключается сложность
местонахождения человека, ведь самим его бытием изначально определен
средний путь или постоянное нахождение на границе. Таким образом, можно
прийти к выводу, что требование бытия границы в человеке содержится уже
потенциально, в проекции, а впоследствии, когда ограничивающий разум
задает человеку задачу самоопределения в той или иной ситуации, это
бытие проявляется в своей реальности, в том случае, если человек
выбирает путь, соответствующий предложенному самой философией границы
(то есть изначально единственно возможный), если же человек не
соглашается с предложенным ему вариантом, свободно выбирая иное
направление пути, то потенциально заложенное оказывается не
реализованным.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1014 |