Филипп Франк | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Филипп Франк
Франк Филипп (Frank, Philipp) — австрийский и американский физик и философ.

Родился в 1884 в Вене. Учился в Венском университете (1902–1906), получил степень доктора философии (1907), там же преподавал (1908–1912, 1918–1938); в Немецком университете Праги (1912–1918) он заменил на кафедре Эйнштейна. После эмиграции в США (1938) Франк преподавал в Гарвардском университете (с 1939; профессор с 1940) физику и философию науки. В Гарварде Франк участвовал в разработке новаторской «Общеобразовательной программы» и принимал участие в ежегодной конференции «Наука, философия и религия» (1940–1947). Умер в 1966 в Кембридже.

Философия Франка

Как физик Франк создал себе имя книгой «Дифференциальные и интегральные уравнения механики и физики» (совместно с фон Мизесом, 1925) — лучшей работы по математической физике до появления книги Дж. фон Неймана на ту же тему (1941). Но наибольшую известность приобрели его философские труды. Многие годы Франк участвовал в знаменитом Венском кружке позитивистской философии науки (1920–1930). В своих работах Франк исходил из идей Маха, Дюгема, Пуанкаре, но с существенными поправками (частично под влиянием своего близкого друга Эйнштейна), которые привели Франка к философии неопозитивизма.

Франк считал, что хотя принципы физики — продукт свободной игры воображения и выражены через символы, последние — не произвольная игра ума, а заключают в себе «истину», так как из них можно вывести логические следствия, доступные экспериментальной проверке (верификации). Эти принципы неопозитивизма он развил в первый (австрийский) период своей научной деятельности (до Второй мировой войны) в работах «Причинность и ее границы» (1932), «Теория познания и современная физика» (1934), «Конец механистической физики» (1935), «Верная и ложная интерпретация современной физики» (1938). В Америке Франк стал все больше внимания обращать на значение метафизики (включая теологию) в выработке научных понятий. Эта позиция существенно отличалась от его прежних взглядов, когда, исходя из логической структуры физики (главным образом теории относительности) и принципа верификации, Франк доказывал бессмысленность метафизических структур с точки зрения науки. Отходя от жестких канонов логического позитивизма, он обращал внимание на роль философских понятий в науке и в культуре в целом. В последние годы Франк особенно интересовался общекультурными и психологическими, а также социальными и историческими аспектами естественных наук, в том числе биологии, в которой он критиковал витализм.

Идеи второго (американского) периода его творческой деятельности были развиты в работах «Между физикой и философией» (1941), «Современная наука и ее философия» (1949), «Теория относительности и ее богатая истина» (1950; особое внимание уделено религиозным концепциям), «Подтверждение научной теории» (1956), «Философия науки. Связь между наукой и философией» (1957; в ней Франк подвел итог развитию своих взглядов на философию научного познания). Особое место в его трудах занимает книга «Эйнштейн. Его жизнь, его время» (1947). В своих работах Франк подчеркивал связь теоретических концепций науки со здравым смыслом, развивая в общедоступной форме взгляд на мир, определяющий общие принципы человеческого поведения и деятельности. В этой связи Франк видел одну из главных задач философии в гуманизации наук и преодолении разрыва между естественными и гуманитарными дисциплинами.

Франк писал четко и просто и был блестящим лектором, на его лекции приходили сотни слушателей. К его 80-летию был издан отдельный том серии «Бостонские исследования по философии науки» (1965), целиком посвященный Франку.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010)
Просмотров: 2054