Франк Филипп (Frank, Philipp) — австрийский и американский физик и
философ. Родился в 1884 в Вене. Учился в Венском университете (1902–1906), получил степень
доктора философии (1907), там же преподавал (1908–1912, 1918–1938); в
Немецком университете Праги (1912–1918) он заменил на кафедре Эйнштейна.
После эмиграции в США (1938) Франк преподавал в Гарвардском
университете (с 1939; профессор с 1940) физику и философию науки. В
Гарварде Франк участвовал в разработке новаторской «Общеобразовательной
программы» и принимал участие в ежегодной конференции «Наука, философия
и религия» (1940–1947).
Умер в 1966 в Кембридже. Философия Франка Как физик Франк создал себе имя книгой «Дифференциальные и
интегральные уравнения механики и физики» (совместно с фон Мизесом,
1925) — лучшей работы по математической физике до появления книги Дж. фон Неймана
на ту же тему (1941). Но наибольшую известность приобрели его
философские труды. Многие годы Франк участвовал в знаменитом Венском
кружке позитивистской философии науки (1920–1930). В своих работах Франк
исходил из идей Маха, Дюгема, Пуанкаре, но с существенными поправками
(частично под влиянием своего близкого друга Эйнштейна), которые
привели Франка к философии неопозитивизма. Франк считал, что хотя
принципы физики — продукт свободной игры воображения и выражены через
символы, последние — не произвольная игра ума, а заключают в себе
«истину», так как из них можно вывести логические следствия, доступные
экспериментальной проверке (верификации). Эти принципы неопозитивизма он
развил в первый (австрийский) период своей научной деятельности (до
Второй мировой войны) в работах «Причинность и ее границы» (1932),
«Теория познания и современная физика» (1934), «Конец механистической
физики» (1935), «Верная и ложная интерпретация современной физики»
(1938). В Америке Франк стал все больше внимания обращать на значение
метафизики (включая теологию) в выработке научных понятий. Эта позиция
существенно отличалась от его прежних взглядов, когда, исходя из
логической структуры физики (главным образом теории относительности) и
принципа верификации, Франк доказывал бессмысленность метафизических
структур с точки зрения науки. Отходя от жестких канонов логического
позитивизма, он обращал внимание на роль философских понятий в науке и в
культуре в целом. В последние годы Франк особенно интересовался
общекультурными и психологическими, а также социальными и историческими
аспектами естественных наук, в том числе биологии, в которой он
критиковал витализм.
Идеи второго (американского) периода его творческой
деятельности были развиты в работах «Между физикой и философией» (1941),
«Современная наука и ее философия» (1949), «Теория относительности и ее
богатая истина» (1950; особое внимание уделено религиозным концепциям),
«Подтверждение научной теории» (1956), «Философия науки. Связь между
наукой и философией» (1957; в ней Франк
подвел итог развитию своих взглядов на философию научного познания).
Особое место в его трудах занимает книга «Эйнштейн. Его жизнь, его
время» (1947). В своих работах Франк подчеркивал связь теоретических
концепций науки со здравым смыслом, развивая в общедоступной форме
взгляд на мир, определяющий общие принципы человеческого поведения и
деятельности. В этой связи Франк видел одну из главных задач философии в
гуманизации наук и преодолении разрыва между естественными и
гуманитарными дисциплинами.
Франк писал четко и просто и был блестящим лектором, на его
лекции приходили сотни слушателей. К его 80-летию был издан отдельный
том серии «Бостонские исследования по философии науки» (1965), целиком
посвященный Франку.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 2117 |