Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d'Aquino) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев. Умер недалеко
от Неаполя — 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — с 1879 года признан официальным
католическим религиозным философом, который связал христианское
вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией
Аристотеля. Фома Аквинский родился в начале 1226 в Роккасекка, родовом замке близ Аквино.
Воспитывался у бенедиктинцев в монастыре Монте-Кассино, а позднее изучал
свободные науки в Неаполитанском университете. После вступления в
доминиканский орден был отправлен в Париж и Кёльн для прохождения
новициата и изучения теологии; в этот период его наставником был Альберт
Великий. В 1252 возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в
Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закрепленных за
доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. В
период с 1254–1256 составил комментарий к Четырем книгам
сентенций Петра Ломбардского и сочинил небольшой трактат О сущем и
сущности (De ente et essentia). К парижскому периоду относится также его
неоконченный комментарий к знаменитому трактату Боэция О Троице (De
Trinitate). Эта небольшая работа содержит классическое изложение учения
Фомы о классификации, взаимоотношении и методологии наук того времени.
Кроме того, тогда же им было написано сочинение Об истине (De veritate),
суммирующее итоги первого из проведенных им в качестве преподавателя
теологии цикла диспутов. Фома возвратился в Италию летом 1259 и на протяжении
следующих девяти лет жил в Ананьи, Орвието, Риме и Витербо. Большую
часть этого времени он провел в должности советника по богословским
вопросам и «чтеца» при папской курии. В Орвието Фома встретился с
Гильомом Мёрбике, также доминиканцем, и эта встреча подвигла Гильома на
переводы с греческого подлинника сочинений Аристотеля, а самого Фому – к
созданию ряда комментариев, в которых Фома старался разъяснить наиболее
существенные моменты аристотелевской философии. В этот период он
написал свою философскую «сумму» – Сумму против язычников (Summa contra
gentiles), которая, согласно первоначальному замыслу, должна была стать
теоретическим руководством для доминиканских миссионеров. Тогда же он
начал писать свое самое зрелое и самое знаменитое сочинение –
теологическую «сумму» – Сумму теологии (Summa theologiae), которая так и
осталась незавершенной (после 6 декабря 1273 Фома уже не имел
возможности писать). В этом монументальном синтезе христианской мысли
Фома осуществил свое намерение «кратко и ясно изложить то, что относится
к священному учению... для наставления начинающих», тщательно
рассмотрев вопросы, касающиеся «Бога, пути разумных существ к Богу и
Христа, который, по Своему Человечеству, есть наш путь к Богу». К этому
же периоду относится и написанное в жанре quaestiones disputatae
(спорных вопросов) сочинение О могуществе Бога (De potentia Dei). В
конце 1268 Фома был вызван в Париж для участия в полемике против
новейшей формы аристотелизма – латинского аверроизма. К 1272 относится
написанный в резкой полемической форме трактат О единстве интеллекта
против аверроистов (De unitate intellectus contra Averroistas). В том же
году его отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в
Неаполе. Здесь он работал над компендием теологии, оставшимся
незавершенным. Фома скончался 7 марта 1274 в цистерцианском монастыре в
Фоссанова по пути в Лион, куда он был приглашен папой Григорием X в
качестве консультанта Лионского собора. 11 апреля 1567 он был
провозглашен учителем церкви. День памяти святого в Западной церкви 28
января. Философия Фомы Аквинского Теология и философия. Ступени истины Аквинат разграничивал области философии и теологии:
предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины
откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же
ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже
божественной премудрости. Теология — священное учение и наука,
основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен
блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через
откровения. Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не
потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей
доходчивости преподаваемых ею положений. У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт
(empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia). У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней
высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях. Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости, каждая из которых наделена своим «светом истины»:
Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека:
например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно:
например, божественное триединство, воскрешение во плоти. На основе этого Фома Аквинский выводит необходимость различать
теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения, которые
человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную,
основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой
человеческого интеллекта). Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут
противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость —
стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство. О бытии Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает
внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная
действительность. Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность.
Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что
сущность никак не имплицирует (подразумевает) существование, а благодаря
сопричастности акту творения, то есть воле Бога. Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от
Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны. Фома Аквинский различал два вида существования:
Только Бог — подлинно, истинное бытие. Всё остальное существующее в
мире обладает не подлинным бытием (даже ангелы, стоящие на высшей
ступени в иерархии всех творений). Чем выше стоят «творения», на
ступенях иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью они
обладают. Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а
существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей
индивидуальной природой (сущностью). О материи и форме Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома
Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстратом,
основой индивидуации. И лишь благодаря форме вещь является вещью
определенного рода и вида. Аквинат различал с одной стороны субстанциональную (через неё
субстанция как таковая утверждается в своем бытии) и акцидентальную
(случайную) формы; а с другой стороны — материальную (имеет собственное
бытие лишь в материи) и субсистемную (имеет собственное бытие и
деятельна без всякой материи) формы. Все духовные существа являются сложными субсистемными формами. Чисто духовные — ангелы —
имеют сущность и существование. В человеке заключена двойная
сложность — в нём различаются не только сущность и существование, но
также материя и форма. Фома Аквинский рассматривал принцип индивидуации: форма не
единственная причина вещи (иначе все индивиды одного вида были бы
неразличимы), поэтому был сделан вывод — в духовных существах формы
индивидуализируются через самих себя (потому что каждое из них —
отдельный вид); в телесных же существах индивидуализация происходит не
через их сущность, а через собственную материальность, количественно
ограниченной в отдельном индивиде. Таким образом «вещь» принимает определенную форму, отражающую духовную уникальность в ограниченной материальности. Совершенство формы рассматривалось как наибольшее подобие самого Бога. О человеке и его душе Индивидуальность человека — личностное единство души и тела. Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и
самосуща; она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с
телом, благодаря ей телесность обретает значимость — становясь
человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и
целеполагания. Душа человека бессмертна. Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела. Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире. По своему положению человек — промежуточное существо между тварями
(животными) и ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо,
его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек
ответствен за свои поступки. А корень его свободы — разум. Человек отличается от животного мира наличием способности познания и,
на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор:
именно интеллект и свободная (от какой-либо внешней необходимости) воля
являются основаниями совершения подлинно человеческих действий (в
отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному),
принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших
способностей человека — интеллекта и воли, преимущество принадлежит
интеллекту (положение, вызвавшее полемику томистов и скотистов),
поскольку воля с необходимостью следует интеллекту, представляющего для
неё то или иное сущее, как благое; однако при совершении действия в
конкретных обстоятельствах и при помощи определенных средств на первый
план выходит волевое усилие (О зле). Наряду с собственными усилиями
человека для совершения благих действий требуется также божественная
благодать, не устраняющяя своеобразие человеческой природы, а
совершенствующая её. Также божественное управление миром и предвидение
всех (в том числе индивидуальных и случайных) событий не исключает
свободы выбора: Бог, как наивысшая причина, допускает самостоятельные
действия вторичных причин, в том числе и влекущие за собой негативные
нравственные последствия, поскольку Бог в состоянии обращать ко благу
зло, сотворенное самостоятельными агентами. О познании Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:
Сам Фома Аквинский придерживался позиции умеренного реализма, восходящей к аристотелевскому гилеморфизму, отказавшись от позиций крайнего реализма, опирающихся на платонизм в его августиновской версии. Вслед за Аристотелем Аквинат различает пассивный и активный интеллект. Фома Аквинский отрицал врожденные идеи и понятия, а интеллект до начала познания считал подобным tabula rasa
(лат. «чистая доска»). Однако людям прирождены «общие схемы», которые
начинают действовать в момент столкновения с чувственным материалом.
Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних
объектов. Объекты человеком воспринимаются не целиком, а частично. При
вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и
может войти в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его
познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем
бытии и внутри нас в качестве образа. Истина — это «соответствие интеллекта и вещи». То есть понятия,
образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они
соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. На уровне внешних чувств создаются первоначальные познавательные образы. Внутренние чувства обрабатывают первоначальные образы. Внутренние чувства:
Познание свой необходимый исток берет в чувственности. Но чем выше духовность, тем выше степень познания. Ангельское познание — умозрительно-интуитивное познание, не
опосредованное чувственным опытом; осуществляется с помощью присущих
понятий. Человеческое познание — обогащение души субстанциональными формами познаваемых предметов. Три умственно-познавательных операции:
Три вида познания:
Познание — есть самая благородная деятельность человека:
теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину,
то есть Бога. Этика Будучи первопричиной всех вещей, Бог, вместе с тем, является конечной
целью их устремлений; конечной целью морально благих человеческих
действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога
(невозможного, согласно Фоме, в пределах настоящей жизни), все остальные
цели оцениваются в зависимости от их упорядоченной направленности на
конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло, коренящееся в
недостатке существования и не являющееся некоторой самостоятельной
сущностью (О зле). Вместе с тем Фома отдавал должное деятельности,
направленной на достижение земных, конечных форм блаженства. Началами
собственно нравственных деяний с внутренней стороны являются
добродетели, с внешней — законы и благодать. Фома анализирует
добродетели и противостоящие им
пороки, следуя аристотелевской традиции,
однако он полагает, что для достижения вечного счастья помимо
добродетелей существует необходимость в дарах, блаженствах и плодах Св.
Духа. Нравственную жизнь Фома не мыслит вне
наличия теологических добродетелей — веры, надежды и любви. Вслед за теологическими идут четыре
«кардинальные» (основополагающие) добродетели — благоразумие и
справедливость, мужество и умеренность, с которыми связаны остальные
добродетели. Политика и право Закон определяется как «любое повеление
разума, которое провозглашается ради общего блага тем, кто печется об
общественности». Вечный закон, посредством которого божественное провидение
управляет миром, не делает излишним другие виды закона, проистекающие от
него: естественный закон, принципом которого
является основной постулат томистской этики — «надлежит стремиться к
благу и совершать благое, зло же надлежит избегать», известен в
достаточной мере каждому человеку, и человеческий закон, конкретизирующий постулаты естественного закона (определяя,
например, конкретную форму наказания за совершенное зло), который
необходим, поскольку совершенство в добродетели зависит от упражнения и
удержания от недобродетельных наклонностей, и силу которого Фома
ограничивает совестью, противящейся несправедливому закону. Исторически
сложившееся позитивное законодательство, являющееся продуктом
человеческих установлений может быть, при определенных условиях,
изменено. Благо отдельного человека, общества и универсума определяется
божественным замыслом, и нарушение человеком божественных законов
является действием, направленным против его собственного блага. Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной
общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Фома выделял
шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному,
немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма
правления надлежащую цель — сохранение мира и общего блага, или же
преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу.
Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная
система, несправедливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая
форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее
эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно
наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое
волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных
воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а
не одного. Фома оправдывал борьбу с тиранией, особенно если
установления тирана явно противоречат божественным установлениям
(например, принуждая к идолопоклонству). Единовластие справедливого
монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не
исключает элементов аристократии и полисной демократии. Церковную власть
Фома ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на
достижение божественного блаженства, в то время как последняя
ограничивается преследованием лишь земного блага; однако для реализации
этой задачи необходима помощь высших сил и благодати. 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 12885 |