Фридрих Генрих Якоби | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Фридрих Генрих Якоби
Фридрих ЯкобиФридрих Генрих Якоби (нем. Friedrich Heinrich Jacobi) — немецкий философ.

Родился в Дюссельдорфе 25 января 1743. Получил образование в Женеве с намерением заняться коммерческой деятельностью, однако отказался от карьеры коммерсанта. Обладая блестящим умом и огромным личным обаянием, Якоби играл важную роль в литературных и философских собраниях и вместе с К.Виландом основал литературный журнал «Немецкий Меркурий» («Der Teutsche Merkur»), в котором появились некоторые из его первых сочинений. Опубликовал роман Из писем Эдуарда Альвиля (Eduard Allwils Briefsammlung, 1775–1776), за которым последовал роман Вольдемар: редкий случай из естественной истории (Woldemar: ein Seltenheit aus der Naturgeschichte, 1777); оба произведения сочетали литературу и философию.

В 1779 он встретился с Лессингом, благодаря которому занялся философией Спинозы. В первой собственно философской работе Об учении Спинозы, в письмах к господину Мозесу Мендельсону (Über die Lehre des Spinoza, in Briefen an den Herrn Moses Mendelssohn, 1785) предпринял критику догматического, «рассудочного» рационализма Спинозы. Не устраивала его и система абсолютного субъективного идеализма Канта, которая, на его взгляд, не способна постичь последнюю реальность. В своем труде Дэвид Юм о вере, или Идеализм и реализм (David Hume über den Glauben, oder Idealismus und Realismus, 1787) утверждал, следуя Юму, что истина постигается в интуитивном чувстве, а последняя реальность является предметом инстинктивного убеждения, или веры.

Среди других важных философских трудов Якоби – Послание к Фихте (Sendschreiben an Fichte, 1799); О попытке критицизма привести разум к рассудку (Über das Unternehmen des Kriticismus, die Vernunft zu Verstande zu bringen, 1801) и О божественных вещах (Von göttlichen Dingen, 1811). В 1807–1812 Якоби был президентом Баварской академии наук. Умер Якоби в Мюнхене 10 марта 1819.

Философия Якоби

Философия Якоби подчеркивает, в противовес рациональной и субъективной традиции Канта и Спинозы, значение интуитивного и чувственного. Рассудок ограничен своим собственным непосредственно данным материалом, в то время как откровение истины в опыте, интуитивном чувстве и вере безгранично.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010)
Просмотров: 1312