Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер (нем. Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher) — немецкий философ, теолог и проповедник. Родился 21 ноября 1768 в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в семье реформатского капеллана. Учился в гимназии гернгутерской братской общины, в семинарии гернгутеров, а в 1787–1789 – в университете Галле, в 1794 стал пастором. Был домашним учителем, проповедником во многих церквах, а с 1804 – экстраординарным профессором и университетским проповедником в Галле. В 1809 Шлейермахер стал проповедником в берлинской церкви св. Троицы и профессором теологии в только что основанном Берлинском университете. Оба поста он занимал до конца жизни. Шлейермахер оказал сильное влияние на теологическую мысль несколькими своими трудами. Среди них – Речи о религии к образованным людям, ее презирающим (Ueber die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern, 1799); Монологи (Monologen, 1800); Принципы критики существующих этических систем (Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre, 1803); Христианская вера по принципам евангелической церкви в систематическом изложении (Der christliche Glaube nach den Grundsätzen der evangelischen Kirche im Zusammenhang dargestellt, 1821–1822; сам автор кратко называет данную работу Glaubenslehre, т.е. Вероучение или Догматика). В Берлине, этой цитадели немецкого рационализма, он сдружился с Людвигом Тиком, Фридрихом Шлегелем, Новалисом. В противовес рационалистам и вслед за романтиками он настаивал на необходимости нравственного совершенствования, рассматривая его как долг индивида по отношению к себе и к обществу и, одновременно, как процесс слияния индивида с Божеством. Талантливый оратор, Шлейермахер был, по-видимому, первым представителем романтизма в теологии, обратившимся к широкой аудитории. Умер Шлейермахер в Берлине 12 февраля 1834. Философия Шлейермахера Философия Шлейермахера носит характер эклектизма: в области гносеологии он примыкал к Канту, симпатизируя вместе с тем рационализму Спинозы, далеко не благосклонный ко всякого рода вторжениям метафизики
в область религии и в то же время вступающий в союз с романтической
мистикой, Шлейермахер обладал несомненной способностью сочетать
несоединимое. Общефилософские воззрения Шлейермахера изложены в его «Диалектике»,
появившейся в печати только после его смерти. Под диалектикой он
разумеет искусство философского обоснования. Возможность философского
познания обуславливается полным соответствием мышления и бытия.
Логической связи понятий соответствует причинная связь внешней
действительности. Как родовые понятия служат логическим основанием для
видовых, так точно высшие роды бытия реально обуславливают существование
низших. Познание возникает из взаимодействия двух факторов:
органической или чувственной и интеллектуальной функций. Органическая
дает материал, интеллектуальная — форму. Первая обуславливает
хаотическое многообразие восприятий, вторая вносит систему,
определенность и единство. В преобладании той или другой из этих функций
постоянно колеблется человеческое мышление, переходя от чистого
восприятия к абстрактным понятиям. Восходя от конкретных представлений
чувственности все к более и более общим понятиям, мышление, наконец,
приходит к идее абсолютного единства бытия. Эта идея уже не представляет
собой понятия, так как она не выражает ничего определенного. Она
относится к неопределенному субъекту бесконечного множества суждений.
Точно так же, спускаясь к области чувственных восприятий, мышление
приходит к возможности бесконечного множества суждений, выражающих
отдельные факты всего разнообразного опыта. Таким образом область
определенных понятий имеет две противоположные границы. Эти границы
совпадают с переходом мышления, с одной стороны, в чисто чувственную, с
другой — в чисто интеллектуальную функцию. Двум факторам мышления соответствуют два рода бытия:
реальное и идеальное. Самосознание доказывает внутреннее тождество
бытия и мышления реального и идеального. В основании всего бытия лежит
абсолютное мировое единство или Бог.
Это единство неизбежно предполагается нашим мышлением, но никогда не
может быть осуществлено в мысли. Лишенное такого единства, наше познание
является всегда относительным. Метафизические и религиозные понятия о
Боге, по мнению Шлейермахера, нисколько не выражают Его сущности. Приписываемые
обыкновенно Богу
различные качества или свойства противоречат Его единству. Эти качества
представляют не что иное, как отражение Божественной природы в
религиозном сознании человека. Точно так же понятие личности не может
быть связываемо с идеей Бога, так как личность предполагает всегда нечто
конечное и ограниченное. Вообще, всякая попытка мыслить Бога в
определенных понятиях или представлениях неизбежно приводит к мифологии. Бог и мир находятся в неразрывной связи. Все зависит от Бога, но эта зависимость не выражается в отдельных актах или чудесах, а в общей связи природы. Философия религии Философия религии в мировоззрении
Шлейермахера имеет первенствующее значение. Первым сочинением,
посвященным исследованию религии, были «Речи о религии, направленные к
образованным людям, находящимся среди её недоброжелателей» (1799).
Задачей этого сочинения было показать, что религии принадлежит в душе
человеческой совершенно самостоятельная область, в которой она царствует
неограниченно: «Истинная религия — это чувство и вкус бесконечности». Отрицание религии основано на смешении её с метафизикой и моралью. Сущность метафизики, вообще познания, есть мышление. Сущность морали — деятельность. Своеобразная природа религии состоит в созерцании и чувстве. Религиозность состоит в чисто пассивном сознании воздействия на нас мирового целого или Бога.
Как только мы начнем истолковывать это сознаваемое нами воздействие и
относить его к конечным вещам, к камню, солнцу, звездам, к тем или иным
метафизическим понятиям, мы порываем с истинной сущностью религии и
переходим в совершенно чуждую ей область фантазии или отвлеченного
мышления. Созерцание мирового целого обуславливает возникновение
чувства. В этой связи созерцания и чувства и состоит религиозность.
Зависимость от мирового целого воспринимается и сознается каждым особым
образом. Соответственно этому те понятия и представления, в которых
выражается религиозное чувство, оказываются различными. От этого
происходит множественность религий и исповеданий. Но так как сущность
религии состоит в самом сознании зависимости и связанном с ним чувстве,
то религия по самому своему существу отличается полным единством и терпимостью. Нетерпимость
возникает от вмешательства в религию метафизических идей, которые
ошибочно принимаются за сущность религии и дают повод к несогласиям и
разделениям. Вообще понятия и представления составляют вторичное и производное содержание религии. Они служат лишь символами религиозного чувства. Точно так же и мораль стремится установить различие и определенность в отношениях индивидуума
к миру. В противоположность этому религия видит во всем одно и то же,
во всех людях деятельность одного и того же Бога. Но хотя наука и мораль
по существу различны от религиозности, все они должны сопровождать друг
друга. Ибо знание мира и правильное воздействие на него возможно лишь
постольку, поскольку в человеке непосредственно переживается присутствие
Бога во всем. Но в этом только переживании, а не в тех понятиях,
которые по поводу него возникают, и состоит истинное религиозное благочестие. Этому благочестию, по мнению Шлейермахера, противоречит обыкновенно присущая религиям вера в личное бессмертие. Благочестие должно, напротив, стремиться к тому, чтобы расширить индивидуальность
личности и как бы растворить её в бесконечном. «Среди конечного
составлять одно с бесконечным, быть вечным в каждом мгновении» — вот в
чём, по мнению Шлейермахера, истинное бессмертие. Понимая религию как внутреннюю
интимную жизнь духа,
Шлейермахер вполне отрицательно относится ко всем внешним религиозным
установлениям. С особенным энтузиазмом защищает он полную свободу
религиозной жизни от вмешательства со стороны государства. Установленное в «Речах о религии» резкое разделение области религии и морали было впоследствии смягчено. Уже в изданном в 1801
сборнике проповедей Шлейермахер утверждает неразрывную связь между
религиозностью и нравственным самоопределением и признает духовные
достоинства, не связанные с моральной деятельностью, не имеющими никакой
цены. «Речи о религии» приняты были современным обществом с самым живым
интересом, но далеко не с одинаковым сочувствием. Представители
философии отнеслись к ним скорее враждебно. Фихте увидел в них лишь запутанный спинозизм. Ещё более отталкивающее впечатление произвели они на Шеллинга, в то время резко порицавшего все туманное и мистическое;
лишь впоследствии признал он за ними выдающееся значение.
Неблагосклонный прием встретило произведение и со стороны великих поэтов
Шиллера и Гёте. Наиболее сочувственно отнесся к «Речам» кружок романтиков. Близость Шлейермахера к романтизму
обуславливалась как его личными отношениями с романтиками, так и
некоторым внутренним родством его с этим направлением. То чувство
мирового единства и его влияния на мир, тот «вкус к бесконечному»
(Geschmak fürs Unendliche), которое у Шлейермахера играет такую важную роль, по
существу ничем не отличаются от мистических созерцаний и стремлений
романтиков. Внутренняя душевная жизнь с её смутными веяниями для Шлейермахера так
же, как и для романтиков, была самой главной и ценной областью. В этом
отношении наиболее близок к нему был Новалис, в котором романтизм чувства проявился с наибольшей глубиной и силой. Связь Шлейермахера с романтической школой получила также свое выражение в его «Интимных письмах» о «Люцинде» Шлегеля.
Эти «письма» ярко характеризуют нравственный облик философа. Выступив
защитником встреченного всеобщим негодованием романа своего друга и
оправдывая в должности церковного проповедника романтический панегирик
свободной любви, Шлейермахер не только проявил дружескую верность и своего рода
мужество, но также и чрезвычайный моральный такт. Беспорядочным и лишь
слегка возвышающимся над обыкновенной фривольностью мыслям Шлегеля он
сумел здесь придать наиболее возвышенный смысл и весьма тонкое
психологическое истолкование. Однако родство Шлейермахера с романтизмом имело
все-таки вполне определенные границы. Шлейермахер был романтиком лишь в той мере,
в какой признавал чувство важнейшей областью души, но романтизм идей и
представлений был для него чужд. Либеральная теология
Богословское сочинение «Христианская вера» («Der Christliche Glaube»,
1822) представляет переработку читанного Шлейермахером в берлинском
университете курса теологии. Здесь в основе религиозности лежит чувство
абсолютной зависимости. Это чувство и является стимулом богопознания.
Богословские концепции и даже догматы не принадлежат к подлинной
сущности религии, но представляют продукт рефлексии
над религиозным чувством. Это чувство и является в конце концов
последней инстанцией при обсуждении догматической стороны религии. Таким
образом, лишь те догматы
получают теологическое оправдание, которые могут быть сведены на
религиозное чувство и являются его необходимыми выражениями. В христианстве он видит совершеннейшую религию, имеющую свое историческое обоснование в совершенной и безгрешной личности Христа. Психологическую основу христианства представляет сознание искупления
и убеждение в том, что это искупление совершено Христом. Под
искуплением он понимает такое воздействие на людей, благодаря которому
чувство абсолютной зависимости, обыкновенно подавленное, возникает с
большей легкостью и силой.
Этические воззрения
Этические воззрения Шлейермахера составляют главное содержание
большинства его сочинений. Этические концепции в духе романтизма
изложены в «Монологах». Основными принципами являются здесь
индивидуальность и духовная свобода. Каждое отдельное лицо имеет особую
этическую ценность, как выражение человеческой природы совершенно
определенным и самобытным способом. Вообще, право на своеобразность есть
священнейшее право человека во всех областях личной и общественной
жизни. Здесь же Шлейермахер отстаивает, как высшую задачу человечества,
внутреннее образование духовной жизни. С негодованием клеймит он внешнюю
благоустроенность и богатство культуры, основанные на бездушном
автоматизме и связанные с духовной нищетой и рабством. «Что могло бы
меня спасти, — восклицает он, — если бы не было тебя, божественная
фантазия, и если бы ты не давала мне верного предчувствия лучшего
будущего». В этом идейном творчестве будущего отмечает Шлейермахер этическое
значение фантазии. В последнем монологе мыслитель высказывает прекрасные мысли о вечной юности. Юность есть состояние духа, не зависящее от тела. Она вечна и неувядаема, поскольку неустанно стремление духа к познанию и обладанию. Как систематическое изложение этики, наибольшее значение имеет «Философское учение о нравственности» (посмертное издание по оставшимся манускриптам). В основании этики Шлейермахера лежит та мысль, что между законами природы и нравственным долженствованием нет никакого противоположения. Поступки с такой же необходимостью вытекают из человеческой природы и взаимодействия её с миром, как и все другие явления природы из её действующих сил. Но как в том, так и в другом случае процесс развития является в известном смысле свободным, поскольку он обусловливается той или иной индивидуальностью. Как в нравственности происходит уклонение от законов должного, так точно и в природе нормальный закон развития претерпевает изменение в уродствах, болезнях и т. п. Нравственность распадается на три основных принципа: благо, добродетель и долг. Благо есть взаимопроникновение природы и разума. Оно осуществляется воздействием человеческого разума на свое собственное тело и внешний мир. В этом воздействии Шлейермахер различает: 1) организующую, или созидающую;В первой человек вносит разумность во внешнюю природу и становится её господином. Сюда относятся такие деятельности, как гимнастика, техника, агрокультура и т. п. Вторая служит для внешнего выражения внутренней духовной жизни. С этим подразделением перекрещивается различие деятельностей в отношении общности (одинаковости) и индивидуальности человеческих проявлений. Таким образом получается четыре вида нравственной деятельности: сношение, собственность, мышление и чувство. В сношениях людей между собой (разделение труда, обмен продуктов) проявляется их организующая деятельность, как тожественная для всех индивидуумов. Соответственная общая символизирующая деятельность есть мышление и язык. Индивидуальная образующая деятельность ведет к установлению замкнутой области индивидуальной организации и владения, то есть собственности. Самое типичное её выражение есть дом или жилище. Чувство есть область индивидуального символизирования. Его художественным символом служит искусство. Искусство является для чувства и религии тем же, чем язык для науки. Добродетель понимается Шлейермахером как нравственная сила, обуславливающая образование различных видов блага. По существу это та же разумность, которая в благе связана с природой, но только не вышедшая ещё из пределов человеческого существа. Если благо зависит от добродетели, то и обратно, совершенные добродетели возможны только при осуществлении высшего и целостного блага. Добродетели различаются по обоснованию их в чистой разумности или чувственности. Добродетель, как чисто разумное и идейное содержание, есть настроение; как относящееся к области чувственного и подчиненное порядку времени — сноровка. С этим перекрещивается подразделение, основанное на различии познания и представления. Соответственно этому получается четыре вида добродетели: мудрость, то есть настроение в познавании, любовь, то есть настроение в представлении, рассудительность, то есть сноровка в познавании, и стойкость, то есть сноровка в представлении. Различие долга и добродетели не установлено Шлейермахером с достаточной ясностью. Добродетель имеет характер длительной силы, между тем долг предстоит как единичное действие, предписанное нравственным законом. Следуя своей излюбленной архитектонике по противоположностям универсального и индивидуального, Шлейермахер подразделяет долг на обязанности права, любви, призвания и совести. Все эти области нравственности не представляют чего-либо самостоятельного, но являются различными сторонами единого высшего блага. Относя к области этики всякое символизирующее воздействие человека на внешнюю природу, Шлейермахер понимает эстетику как этическую дисциплину. Соответственно с этим внешняя природа сама по себе исключается из области прекрасного, которое понимается исключительно антропологически, то есть как произведение искусства.
История философии
Большое значение для философского образования в Германии имели многочисленные труды Шлейермахера по истории философии, в особенности его превосходные переводы Платона.
Мировоззрение Шлейермахера, рассматриваемое как философская система, имело лишь
преходящее и по существу маловажное значение. Отсутствие самобытных и
достаточно ясных философских принципов не дает возможности включить его в
общее развитие философской мысли, как необходимое и самостоятельное
звено. Огромное влияние Шлейермахера на современников и ближайшее поколение
обуславливалось нравственной силой и самобытностью всей личности Шлейермахера, а
также его выдающимся литературным талантом. Гораздо большее значение
имеют взгляды Шлейермахера на сущность религии. В живом чувстве и сознании Бога он
действительно открыл Святая Святых истинной религиозности, ту область,
по отношению к которой «нет ни эллина, ни иудея». По мнению Сергея Алексеева,
основной ошибкой Шлейермахера было принципиальное противоположение чувства и
познания, как совершенно самостоятельных, друг с другом не связанных
функций. Этот дуализм человеческой личности в сфере высших её проявлений
обусловлен был слишком скорым признанием отрицательных выводов
критицизма и эмпиризма, которым Шлейермахер сдался без боя. Чтобы спасти
религиозность, Шлейермахеру не оставалось ничего другого, как оградить её от
познания непроницаемой стеной. Признавая необходимость символизации
чувства, Шлейермахер не сознавал того, что эта символизация — выражается ли она в
представлениях или понятиях — не может быть чужда и области познания,
что в силу единства человеческой личности чувство может стремиться
только в тому, что для разума есть более или менее обоснованная истина.
Оправдывая религию, как чувство, Шлейермахер отказался от возможности
оправдать её и как миросозерцание. И в этом надо отдать ему должное, как
честному и последовательному мыслителю. | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 6050 |