Габриэль Оноре Марсель (Gabriel Honoré Marcel) — первый французский философ-экзистенциалист. Родился Марсель 7 декабря 1889 в Париже. Во время Первой мировой войны служил в «Красном кресте». Работал в нескольких литературных журналах, рецензируя иностранную литературу. В 1920-е годы написал несколько пьес, поставленных в Париже. Сначала находился под сильным влиянием Сёрена Кьеркегора, но в 1929 стал ревностным католиком. Глубокая религиозность и гуманизм отделяли Марселя от последующих французских экзистенциалистов (таких, как Жан-Поль Сартр). С 1945 он увлекался сочинением музыки (на слова стихотворений Шарля Бодлера и Райнера Марии Рильке). Умер 8 октября 1973 в Париже. Философия Марселя Основные категории философии Марселя — «бытие» и «обладание». Всякий человек существует как личность,
как «Я»; его бытие неотчуждаемо от него, оно — не нечто предметное,
внешнее, а нечто внутреннее, переживаемое. Напротив, вещи, предметы,
объекты, которыми обладает человек,
могут быть отчуждены от него. Особую роль в учении Марселя играет
понятие «тело». Моё тело есть не только то, чем я обладаю, оно является
также и элементом моего бытия. Моё тело — это граница между «быть» и
«иметь», ибо наличие тела — необходимое условие всякого обладания. В
отличие от тела, душа есть идеальное бытие. Мир обладания вторичен по сравнению со сферой бытия. Но современная экономика и техника
подталкивают человечество к тому, чтобы оно погрузилось в мир
обладания, предав забвению мир бытия. И потому Марсель призывал к
преодолению этой роковой тенденции. Человеческие проблемы, считал учёный, нельзя решить средствами одного
объективного, чисто научного познания. В связи с этим он
противопоставлял понятие «проблема» понятию «тайна». Проблема — то, что
встречается на моём пути, она всецело передо мной. Тайна же захватывает
меня, составляет часть меня самого; в неё нельзя проникнуть чисто
рациональным путём. В сфере бытия место разнообразных отношений к вещам, к объектам
занимают меж субъектные непосредственные отношения «я» и «ты». Отношение к
другому человеку как к «ты» является подлинным; оно противостоит
отношению к нему как к «он», что означает низведение его до уровня вещи.
Отношение к другому человеку как к «ты» прокладывает путь к Богу как
абсолютному «Ты».
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 4631 |