Клод Адриан Гельвеций (Claude Adrien Helvétius) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления; идеолог французской буржуазии эпохи Просвещения. Родился Гельвеций в Париже 31 января 1715 года. Родился в семье придворного врача Жана Клода Адриена Гельвеция. Окончил иезуитский колледж Луи-ле-Гран, где его готовили к финансовой службе, но при этом ещё с молодости увлекся поэзией (к 1740 к поэзии охладел). Окончив колледж, служил в Кане помощником своего дяди, сборщика налогов. В 1738
получил должность генерального откупщика (сборщика налогов) благодаря
влиянию своего отца. На этом посту сколотил целое состояние, хотя и не
был, как большинство генеральных откупщиков 17-18 вв., коррумпированным и
бездеятельным чиновником. После женитьбы на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур в 1751 году,
оставил должность. С женой проводил время в замке в Воре близ Ремалара и
в своем парижском особняке на улице Сен-Анн. В Воре Гельвеций имел
богатые угодья и считался радушным хозяином; в Париже его салон получил
известность как место, для выражения свободомыслия. Входил в кружок
Дидро и Гольбаха. Сблизившись с Монтескье и Вольтером, с 1751 года посвятил себя научным занятиям и литературе. Основные
сочинения: "Об уме" (1758, в 1759 году сожжено по распоряжению парламента как
представляющее опасность для государства и религии), "О человеке, его умственных
способностях и его воспитании" (1769, издано в 1773 году) и др. В 1764 посетил Англию, а в 1765 по приглашению Фридриха II — Пруссию. В 1766
вместе с астрономом Лаландом основал Масонскую ложу наук, которая
впоследствии объединяла наиболее известных ученых того времени. К 1769
Гельвеций закончил труд «О человеке» (De l’Homme, опубл. 1772, посм.). Страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771 года в Париже. Полное собрание его сочинений было выпущено в Париже в 1818 году. Философия Гельвеция Гельвеций
разработал весьма динамичную философскую картину мира: природа, частью которой
является человек, существует вечно и имеет основание в себе самой; в ней все
находится в движении и развитии; все рождается, растет и погибает; все переходит
из одного состояния в другое. Ничто во времени и пространстве не предшествует
материи. Гельвеций обосновывал единство материи и движения, материи и сознания.
Вместе с тем, в отличие от Дидро, считал, что
материя лишь на определенном этапе своего развития и организации обретает
способность ощущения. Гельвеций отвергал не только теизм, но и деизм
вольтеровского толка. В классической традиции Просвещения корни идеи
сверхъестественного и религии Гельвеций искал в темноте и невежестве людей, в
чувстве страха смерти, в организованном обмане одних людей другими. Вопрос о
познаваемости мира Гельвеций решал с позиций материалистического сенсуализма,
являясь противником агностицизма. Принцип материалистического сенсуализма
Гельвеций использовал в объяснении общества и человека. Человек, по Гельвецию, -
природное существо, наделенное чувствами, сознанием, страстями, и является
основой общества. Из чувственной природы человека Гельвеций выводил движущее
начало общественной жизни - принцип эгоизма, себялюбия. Идея Гельвеция о том,
что в деятельности людей, направленной на самосохранение и приобретение
жизненных благ, следует искать ключ к объяснению социальных процессов, была
теоретически перспективной для своего времени. Гельвеций утверждал равенство
природных умственных способностей людей всех рас и национальностей. Причину
неравенства умов видел в различном воспитании и различных условиях жизни.
Будущее общество Гельвеций представлял свободным от сословного деления и
сословного неравенства. Был открытым противником феодальных устоев. Деятельность
Гельвеция сыграла значительную роль в духовной подготовке Великой французской
революции 18 века. | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 5906 |