Гельвеций | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Гельвеций
ГельвецийКлод Адриан Гельвеций (Claude Adrien Helvétius) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления; идеолог французской буржуазии эпохи Просвещения.

Родился Гельвеций в Париже 31 января 1715 года. Родился в семье придворного врача Жана Клода Адриена Гельвеция. Окончил иезуитский колледж Луи-ле-Гран, где его готовили к финансовой службе, но при этом ещё с молодости увлекся поэзией (к 1740 к поэзии охладел). Окончив колледж, служил в Кане помощником своего дяди, сборщика налогов.

В 1738 получил должность генерального откупщика (сборщика налогов) благодаря влиянию своего отца. На этом посту сколотил целое состояние, хотя и не был, как большинство генеральных откупщиков 17-18 вв., коррумпированным и бездеятельным чиновником.

После женитьбы на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур в 1751 году, оставил должность. С женой проводил время в замке в Воре близ Ремалара и в своем парижском особняке на улице Сен-Анн. В Воре Гельвеций имел богатые угодья и считался радушным хозяином; в Париже его салон получил известность как место, для выражения свободомыслия. Входил в кружок Дидро и Гольбаха.

Сблизившись с Монтескье и Вольтером, с 1751 года посвятил себя научным занятиям и литературе.

Основные сочинения: "Об уме" (1758, в 1759 году сожжено по распоряжению парламента как представляющее опасность для государства и религии), "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1769, издано в 1773 году) и др.

В 1764 посетил Англию, а в 1765 по приглашению Фридриха II — Пруссию. В 1766 вместе с астрономом Лаландом основал Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных ученых того времени. К 1769 Гельвеций закончил труд «О человеке» (De l’Homme, опубл. 1772, посм.).

Страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771 года в Париже. Полное собрание его сочинений было выпущено в Париже в 1818 году.

Философия Гельвеция

Гельвеций разработал весьма динамичную философскую картину мира: природа, частью которой является человек, существует вечно и имеет основание в себе самой; в ней все находится в движении и развитии; все рождается, растет и погибает; все переходит из одного состояния в другое. Ничто во времени и пространстве не предшествует материи. Гельвеций обосновывал единство материи и движения, материи и сознания. Вместе с тем, в отличие от Дидро, считал, что материя лишь на определенном этапе своего развития и организации обретает способность ощущения. Гельвеций отвергал не только теизм, но и деизм вольтеровского толка. В классической традиции Просвещения корни идеи сверхъестественного и религии Гельвеций искал в темноте и невежестве людей, в чувстве страха смерти, в организованном обмане одних людей другими. Вопрос о познаваемости мира Гельвеций решал с позиций материалистического сенсуализма, являясь противником агностицизма. Принцип материалистического сенсуализма Гельвеций использовал в объяснении общества и человека. Человек, по Гельвецию, - природное существо, наделенное чувствами, сознанием, страстями, и является основой общества. Из чувственной природы человека Гельвеций выводил движущее начало общественной жизни - принцип эгоизма, себялюбия. Идея Гельвеция о том, что в деятельности людей, направленной на самосохранение и приобретение жизненных благ, следует искать ключ к объяснению социальных процессов, была теоретически перспективной для своего времени. Гельвеций утверждал равенство природных умственных способностей людей всех рас и национальностей. Причину неравенства умов видел в различном воспитании и различных условиях жизни. Будущее общество Гельвеций представлял свободным от сословного деления и сословного неравенства. Был открытым противником феодальных устоев. Деятельность Гельвеция сыграла значительную роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 века.

Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 5906