Герберт Маркузе (нем. Herbert Marcuse) — немецкий и американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы. Родился Маркузе 19 июля 1898 в Берлине в еврейской семье. В
1917 принимал участие в революции в Германии, был членом
Социалистической партии Германии (1979-19). Во время Первой мировой войны был призван в немецкую армию. В 1918 Маркузе становится членом солдатского Совета, принимавшего участие в Ноябрьской революции и социалистическом восстании «Союза Спартака» (будущей Коммунистической партии Германии). Закончил Университет Фрайбурга (1922), где специализировался в области германистики. Учился у
Хайдеггера.
В 1932 (совместно с Хоркхаймером) организовывает Франкфуртский институт
социальных исследований. В 1933 эмигрирует из Германии, с 1940 —
гражданин США; преподает в Колумбийском университете.
Во время Второй мировой войны работает аналитиком в американской
разведке, после войны возглавляет Центральноевропейский отдел управления
разведывательных исследований. В 1951-54 преподает в Колумбийском и
Гарвардском университетах, в университете Брандейс (1954-1965), в
Калифорнийском университете Сан-Диего (1965), почетным профессором
которого он оставался после своего ухода на пенсию в 1976. Умер Маркузе 29 июля 1979 в Штарнберге. Основные произведения: «Онтология Гегеля и основание теории историчности» (1932), «Разум и революция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Советский марксизм: критический анализ» (1958), «Одномерный человек» (1964), «Негации. Эссе по критической теории» (1968), «Психоанализ и политика» (1968), «Идеи к критической теории общества» (1969), «Эссе об освобождении» (1969), «Контрреволюция и бунт» (1972), «Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики» (1977). Философия Маркузе В молодости Маркузе испытал сильное влияние Хайдеггера. Его эссе периода 1928-32 совмещают хайдеггеровский экзистенциализм с антрополого-онтологическим вариантом марксизма.
Он видит задачу собственной «конкретной философии» в том, чтобы
установить причины «неподлинности бытия» и перестроить общество так,
чтобы индивидуум мог найти самого себя. В работе «Онтология Гегеля»
разрабатывает свою концепцию философии истории. В 30-е годы обращается к
проблеме авторитаризма, взаимоотношений государства и культуры и впервые ставит вопрос об интериоризации репрессивности. Совместно с Хоркхаймером развивает «критическую теорию», возводя ее к работам К. Маркса.
В ней он защищает «революционное измерение разума». Задача критической
теории — поиск корней развития общества. Она анализирует общество в
свете возможностей улучшения положения его членов. Критическая теория
использовала конкретизацию в качестве звена между теорией и практикой,
ценностями и фактами, потребностями и целями. В 1960-е происходит радикализация позиции Маркузе, он сближается с движением «новых левых»,
идеологом и духовным представителем которых становится. По мнению
Маркузе, все современные общества, в том числе западные демократические,
авторитарны, подчинены господству технологической рациональности.
Технический порядок принес с собой политическую и духовную унификацию
общества. В начале 1960-х Маркузе провозглашает знаменитую формулу
«одномерной вселенной». Так он называет духовное пространство культуры
общества потребления, стабилизированного собственным самодовольством и
лишенного стимула к изменению. В формировании «одномерного человека»
повинны наука, просвещение, образование. Сознание индивидов полностью
определяется господствующей системой ценностей: индустриальное развитие,
рациональность как безусловная доминанта, все возрастающее стремление к
потреблению,
клишированное повторение лозунгов, утративших смысл и движущую силу. Он
пишет, что индивидуумы куплены материальными благами, в результате чего
в духовном и интеллектуальном смысле они остаются пленниками
навязанного мышления. Способы формирования сознания в массовом обществе
через прессу, радио, телевидение, рекламу, моду
и т.п. порождают манипуляции не только мнениями и потребностями, но и
внутренним миром индивидуума, его страстями и неосознанными реакциями.
Системой запланирован даже плюрализм мнений. Процесс утраты негативного
мышления — критической силы разума — является идеологическим подобием
материального процесса, поскольку сила прогресса подчиняет разум
«реальным фактам». В этих условиях, по Маркузе, общество разделяется на классы, но марксов антагонизм «буржуазия-пролетариат»
более не актуален, поскольку между этими классами отсутствует
культурная и духовная разница, они пропитаны одной и той же идеологией
потребления, которая конституирует их сознание; рабочий класс,
следовательно, утрачивает свой революционный потенциал. Для выхода из
одномерного состояния нужно прежде всего обретение «внутренней свободы»
и, параллельно с этим, смена культурных ценностей. Подлинные антагонисты
«одномерного общества» — маргиналы
(революционна их оппозиция, но не их сознание) и радикальные борцы, в
т.ч. представители интеллигенции, способные воплотить идеологию
«Великого Отказа»; последняя, по существу, имеет чисто негативный
характер и сводится к борьбе против всего ради самой борьбы. Протест,
опровержение свойственны самой природе человека; именно таким видит
Маркузе способ подлинного бытия. В этом состоит, по Маркузе,
«радикализация» Гегеля и Маркса. В бесконечном протесте, тотальном
Великом отказе — разгадка природы человека и его назначения, источник
радости и полноты бытия. Понятия Маркузе в своем фундаменте опираются на
некую свободную автономную личность как на критерий и принцип мышления;
однако возможности существования такой личности в современном мире
Маркузе не допускает, отсюда превалирование в его текстах акцента на
должное, а не на сущее. В 1970-е Маркузе сосредотачивается на
исследовании искусства. В начальный период своего творчества Маркузе
писал об «аффирмативном» характере культуры, утверждающем существующее; культура
выполняет роль идеологии и средства поддержания господства, а
исключения, примеры «высокого» искусства редки или, как модерн, «не
поддаются коммуникации». Однако в последний период творчества он
рассматривает искусство как возможную альтернативу одномерному сознанию.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 4555 |