Гуго Гроций (лат. Hugo Grotius) или Гуго де Гроот (нидерл. Hugo de Groot или Huig de Groot) — голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Родился
в Делфте (Голландия) в старинной, уважаемой семье 10 апреля 1583. В
детстве отличался удивительными способностями. В пятнадцать лет поразил
французский двор умом и эрудицией; король Генрих IV назвал его
«голландским чудом». С одиннадцати лет Гроций изучал классическую
литературу и философию в Лейденском университете; в 1599 Орлеанский
университет удостоил его степени доктора права. Допущенный к юридической
практике в 16 лет, он никогда ею не занимался. В 1607–1613 занимал
ответственный пост генерального казначея провинций Голландия, Зеландия и
Фрисландия, а затем был пенсионарием в городском совете Роттердама.
Оказался замешанным в противостояние ортодоксальных кальвинистов и
протестантов-диссидентов. Вместе с великим пенсионарием Яном Олденбарневелтом и двумя другими деятелями был взят под стражу в 1618 и осужден на пожизненное заключение. В
1621 Гроций вместе с женой, Марией ван Регерсберг, дочерью бургомистра
Вере, бежал из крепости Лёвенстейн во Францию. Здесь он написал
несколько книг о религии и праве, в том числе знаменитый трактат Об истине христианской религии (De Veritate Religionis Christianae, 1627; еще в крепости был написан первоначальный голландский текст: Bewijs van den waren Godsdienst) и Введение в голландскую юриспруденцию (Inleydinge tot de Hollandsche Rechts-geleertheyt,
1631). В 1631 вернулся в Роттердам, однако был вынужден покинуть страну
и поселился в Швеции; был назначен на должность шведского посланника в
Париже в 1634. Ничем не проявив себя на этом посту, обратился с просьбой
к шведскому правительству об отставке. Возвращаясь в Швецию, Гроций
посетил Роттердам и Амстердам, где нашел восторженный прием. Шведская
королева Кристина
также оказала ему почести, хотя и не предложила новой должности. Гроций
был вынужден покинуть Швецию, однако на пути в Голландию его корабль
потерпел крушение, от последствий которого Гроций через два дня умер в
Ростоке 28 августа 1645. Кроме своего великого труда О праве войны и мира (De Jure Belli ac Pacis, 1625), Гроций еще молодым человеком написал трактат О праве на добычу (De Jure Praedae), одна из глав которого под названием О свободном море (De Mare Libero)
вышла в свет в 1609. Оставшаяся часть рукописи была утеряна и вновь
найдена в 1864. В этой работе Гроций обсуждает понятие «сообщества
людей» (societas humana), включающего все человечество. В трактате О праве войны и мира
его теория международного права основывается на той же идее
человеческого общества как правового сообщества, подчиняющегося «праву
народов» (jus gentium), которое, в свою очередь, основано на
естественном праве, общем для всех людей и народов. Трактат Гроция имел
огромный успех, к 1775 появилось 77 изданий этой работы, большей частью
на латыне, но также на голландском, французском, немецком, английском и
испанском языках. Философия Гроция Является отцом
Международного права. Т.к. его работы посвящены аспектам права войны и мира (Jus gentium). Нидерланды
становятся республикой в этот период. По его мнению
природа человека являются определяющими в развитии общества, а не божественные
установления. Он разделяет:
естественное право и право волеустановленное. Естественное
право - предписания человеческого разума. В зависимости от которого, при
условии соответствия или противоречия разумной природы признается одобряемым
или порицаемым. Источником
является человеческий разум. Разум стремиться найти формы и способы спокойного
и стабильного существования. Гроций считает
- из требования разума вытекают справедливые и четкие правила:
Данные правила
позволяют человеку регулировать спокойное общение с себе подобными. Волеустановленное
право:
1. Человеческое право складывается из
права внутригосударственного, которое содержит нормы естественного права и
права народов, которое обладает обязательной силой для всех народов. Право
традиционно делится на частное и публичное. Все производные от естественного
права должны соответствовать его началам. 2. Божественное право - воля бога, но
естественное право незыблемо настолько, что не может быть изменено и самим
богом. Божественное право должно соответствовать естественному праву. По мнению Гуго
Гроция естественное право является приоритетным. Основным
является вопрос частной собственности. Частная
собственность не является естественным право. Является позитивным правом. Но в
силу принципов естественного права посягать на частную собственность нельзя. Гуго Гроций
акцентирует внимание на государстве. Государство -
возникает в результате договорных отношений. Догосударственная стадия - естественное
состояние, но в силу естественных качеств люди стремятся к защите имущества и
жизни и потому договариваются о совместном общежитии для противостояния
насилию. Цель
государства - охрана частной собственности и правопорядок. Гос-во - союз
свободных людей заключенный ради соблюдения права и достижения общей пользы. Благоденствие -
идеал существования самого государства. Признаком
государства является суверенная власть. Носителем
верховной власти является государство в целом. Абсолютным обладателем суверенитета.
Конкретным обладателем может быть одно или несколько лиц. Форма правления
значения не имеет. Важна цель. Носитель
верховной власти представляет гос-во в международных отношениях. Т.к. народ не
может быть субъектом международных отношений. Поскольку суверенитет
передан государству - неподчинение гос-ву незаконно. Страх толпы -
толпа - власть циклопов, которых нельзя остановить. В случае если
явно или не явно народ охраняет за собой право и часть определенного
суверенитета и не представляет право вести войну против себя самого, то он
вправе восстать против монарха, но чтобы это не привело к потрясению
государства и гибели многих подданных. Естественное
право сохраняет свое действие и во время войны. Т.о. именно не сила, а право и
справедливость являются определяющими в международных отношениях, даже если
идет война. Война не противоречит естественному праву, поскольку каждый
является защитником своего права. Кроме того существуют войны справедливые и
несправедливые. Справедливые -
войны, причиной которых явилось правонарушение против народа (оборонительные,
на защиту имущества, территорий). Несправедливые
- захватнические, покорение др. народов. Зачинщики войн
ответственны за все, чем сопровождается война и за ее последствия. Войны
неизбежны. Гроций призывает установить правила ведения войны:
Войну надо
вести из принципов естественного права, но и стремиться заключать мир. Такие правила
позволят резко уменьшить количество несправедливых войн, и сократится само
количество войн. Человек -
явление социальное, создание свободное, предназначенное для социального
общежития в интересах достижения общей пользы. Приоритет
учения Гроция отдается человеку. Книги Гроция
были запрещены церковью.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 7522 |