Ямвлих (др.-греч. Ἰάμβλιχος) — античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее. По происхождению сириец, родился в 245/280 в Халкиде (греч. «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь»). Особенностью учения Ямвлиха было сочетание платонизма с элементами пифагореизма, мистикой Халдейских оракулов и языческим культом. Умер в 325/330. Сочинения Ямвлиха: Свод пифагорейских учений в 10 кн. (из них дошли: Жизнь Пифагора, Протрептик, Об общей математической науке, Комментарий к Введению Никомаха, Теологумены арифметики), О египетских мистериях (в 10 кн.), комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля (к Федру, Тимею, Пармениду, Алкивиаду I, Федону, Филебу, Софисту; к Категориям, Аналитике I, Об истолковании, О небе
– все известны лишь по отрывочным фрагментам), о других сочинениях
известно в основном лишь по названиям (среди них наиболее важны О душе и Платонова теология. Как
глава школы и комментатор Ямвлих разработал каноническую для
последующих школ неоплатонизма последовательность изучения платоновских
диалогов. Так называемый «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов,
составляющих два цикла: Алкивиад I – введение в философию; Горгий, Федон – этика; Кратил, Теэтет – логика; Софист, Политик – физика; Федр, Пир – теология; Филеб – сводка основных проблем платоновской философии; эти 10 диалогов составляли первый цикл; второй, высший цикл состоял из Тимея (физика) и Парменида (теология). После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов, которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах. Из учеников Ямвлиха наиболее известны Дексипп, Феодор Азинский, Эдесий, относящиеся к т.н. Пергамской школе неоплатонизма. Философия Ямвлиха Теоретическая философия Ямвлиха продолжает начавшуюся до него разработку основных категорий Плотина: Единого, Ума и Души. У Ямвлиха эти категории еще более дифференцируются и оформляются терминологически. Наиболее существенно Ямвлих разработал сферу Единого. Так, в Едином
Плотина Ямвлих различает два единых. Первое из них — как у самого
Плотина — выше всякого бытия, всякого познания и всякого наименования.
Второе есть начало всего последующего и потому именуется не только
Единым, но и Благом. Это второе единое через оппозицию предела и
беспредельного соединено с Единым-сущим (в соответствии со второй
гипотезой «Парменида») В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие — жизнь — ум, то есть
мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о.
в сфере ума у него оказываются объединены космос умопостигаемый и космос мыслящий, а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов «Тимея»). Душа причастна уму в меру своей ра́зумности и помещена над всеми
внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей,
которые вечно связаны с умопостигаемой природой, от душ животных и не
допускал их взаимоперехода (которое теоретически обосновывал Плотин). Такая разработка — только начало дальнейшего различения, которое
принимает вид строго триадического построения. Здесь у Ямвлиха уже
выступает характерная для позднего неоплатонизма схоластичность,
схематизм, проникающие даже в наиболее «диалектические» его построения,
которые имеют выраженный мистический характер. Согласно его учению, и «чистые умы» и «душа» — надмировые боги. Ниже таких располагаются в космосе небесные
боги. Они «водительствуют» по отношению к 12 мировым сферам — земли,
воды, воздуха, огня, семи планет и эфира. При этом число богов все
увеличивается; так как 12 небесных богов также образуют триады, то их
оказывается всего 36, а после умножения их числа на 10 (может быть,
ввиду календарных соображений: древний год = 360 дней) число их
достигает 360. Таким следуют поднебесные «охраняющие» боги и демоны отдельных людей и народов. В своей практической философии Ямвлих также проводит линию
восстановления языческой религии. Он стремится восстановить все ее
верования, все обряды и культовые действия, все предания о чудесах, все
предзнаменования и молитвы. Такой тенденции посвящена антропология
Ямвлиха: главным в человеке он считает не направленность на созерцание
природы и космоса, а веру в богов и общение с ними. Добродетели моральные и политические Ямвлих считает только низшими
ступенями. Высшая — добродетель абсолютного единения с богами. Задача
Ямвлиха — постигнуть суть теургии, мантики, жертвоприношения и молитвы.
Он стремится классифицировать все основные явления в каждой из этих
религиозных областей. Ямвлих провозгласил догмат «всеобщего согласия тайновидящих всех
времен и народов». Все восточные и греческие мудрецы, маги и
прорицатели, поэты и философы, считал Ямвлих, во все времена возвещали
одну и ту же неизменную и непогрешимую доктрину, которую жизненно
необходимо понять и верно истолковать, чтобы убедиться в ее единстве.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 3067 |