Юрген Хабермас (нем. Jürgen Habermas) — немецкий философ и социолог. Родился в Дюссельдорфе 18 июня 1929. Изучал философию, историю и психологию в университетах Гёттингена, Цюриха и Бонна. В 1954 защитил под руководством Ротхакера докторскую диссертацию о философии Шеллинга. С 1956 по 1959 – ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководимом Хоркхаймером, а в 1980–1983 – директор этого института. С 1964 по 1971 (и с 1983) – профессор философии и социологии Франкфуртского университета. С 1971 по 1980 – директор Института Макса Планка (в Штарнберге). Философия Хабермаса В центре философских размышлений Хабермаса – понятие коммуникативного разума. Первым шагом в развитии этого понятия была книга Познание и интерес (Erkenntnis und Interesse,
1968). В этой работе Хабермас ищет модель критического диалога, с
помощью которой надеется заново осмыслить притязания трансцендентальной
философии, увязав последнюю с инструментарием социальных наук.
«Сознание», выступавшее в традиционной европейской онтологии в качестве
верховного судьи, лишается теперь своих прерогатив, и его место занимает
универсальное коммуникативное сообщество. При этом сама коммуникация не
выступает в качестве высшей и последней инстанции, поскольку ее
результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них
может сказываться влияние отношений господства и подчинения. Поэтому
критике надлежит еще раз проанализировать общество, чтобы отличить
свободную коммуникацию от коммуникации, находящейся под воздействием
отношений господства – подчинения. В этом контексте образцами для
Хабермаса выступают Маркс и Фрейд, сделавшие принципиально важный шаг на
пути критического обновления понятия разума. Новое понятие разума
критично (но связано с критикой общества, а не только с «критикой
разума», как у Канта) и имеет всеобщий характер (будучи нормой процедур,
выполняемых потенциально универсальным коммуникативным сообществом, а
не актуальной очевидностью всеобщего акта «я мыслю», как у Декарта или
Канта). Начиная с 1971 (а именно с выходом небольшой работы Предварительные размышления по теории коммуникативной компетенции, Vorbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der kommunikativen Kompetenz)
Хабермас стремится связать коммуникативное понятие разума с
«лингвистическим поворотом», совершенным англо-американской
аналитической философией. Обращаясь к соответствующим исследованиям Апеля (и в тесном сотрудничестве с ним), Хабермас приходит к
разработке понятия разума, опирающегося на теорию языковых актов. Эта
теория обстоятельно излагается в двухтомном труде Теория коммуникативного действия (Theorie des kommunikativen Handelns, 1981). Своеобразие
философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие
разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной
Марксом, Вебером и Парсонсом. Он отвергает философский априоризм и
сосредоточивает усилия на разработке постметафизического «философского
проекта». Это означает, что философское понятие разума не является
независимым от эмпирических наблюдений и должно постоянно подтверждать
себя в диалоге с конкретными научными дисциплинами, отражающими факт
функциональной дифференциации общества. Диалог философии с частными
науками Хабермас иллюстрирует то на примере психоанализа (Познание и интерес), то на примере теории социальной эволюции (К реконструкции исторического материализма, Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus, 1976), то на примере теории общества (Теория коммуникативного действия), то на примере теории права (Фактичность и значимость, Faktizität und Geltung,
1992). Теория познания возможна лишь в качестве теории общества –
мысль, проходящая через все творчество Хабермаса. В противовес Марксу
Хабермас четко различает философию истории и теорию общественной
эволюции (сближаясь в этом пункте с Пиаже, Парсонсом и Луманом). Основной
мотив критической теории своих учителей, Хоркхаймера и Адорно, Хабермас
с самого начала стремился дополнить теорией демократии. Благодаря этому
дополнению Франкфуртская школа была выведена из тупика негативизма и
получила мощный импульс для дальнейшего развития. Осмысляя структурную
трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х
годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось
ключевым для целого поколения революционной студенческой молодежи. Это
понятие – публичность, общественность (Öffentlichkeit). Другую важную
тему хабермасовских исследований образует взаимосвязь права и
демократии. Эта тема обсуждается Хабермасом в его книге Фактичность и значимость.
где развитое в предыдущих работах коммуникативное понятие разума
применяется к классической теории суверенитета. Стержнем предлагаемой им
теории права является полемика с восходящим к Шмитту
разделением воли и разума (voluntas и ratio). Согласно Хабермасу,
формирование национального суверенитета следует понимать как
рациональный процесс, включающий в себя выработку общественной воли,
которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер. Формулировки
и понятия Хабермаса оказали заметное влияние на современную мысль.
Выдвинутые им в 1960-е годы понятия эмансипации,
теоретико-познавательного интереса, коммуникации, дискурса в 1970-е годы
были развиты в концепции «кризиса легитимности позднего капитализма», а
в 1980-е годы дополнены терминами и афоризмами, получившими
распространение в языке не только ученых, но и широкой публики
(«колонизация жизненного мира», «новая непрозрачность» и др.). Полемика Хабермаса с «историческим ревизионизмом» консервативных
немецких историков дала толчок дебатам, вышедшим далеко за пределы
академического «спора историков». Продуктивное восприятие идей Хабермаса
ощутимо во многих странах, особенно в США, где его влияние на молодых
радикально настроенных интеллектуалов едва ли не сильнее, чем в ФРГ.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 2032 |