Карл Теодор Ясперс (Karl Theodor Jaspers) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. Родился Карл Ясперс 23 февраля 1883 года в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой. В 1909–1915 работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 был назначен ассистентом по психологии, в 1920 ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910 и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937. В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остался в Гейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны (1945) был восстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Пытался провести идею денацификации университетов. В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике. Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969. Наиболее содержательными в философском отношении являются его
следующие работы: "Психология мировоззрений” (1919), "Философия” (1931 —
1932), "Духовная ситуация времени” (1932), "Об истине” (1947),
"Философская вера” (1948), "Смысл и назначение истории” (1949), "Разум и
антиразум в нашу эпоху” (1950), "Об условиях и возможностях нового
гуманизма” (1962). Философия Ясперса Карл Ясперс считал философию неотъемлемым достоянием людей.
Ее цель заключалась в том, чтобы возвышать человека, помогать ему
осознать свою независимость. Для того чтобы философия отвечала этой
цели, ее надо совершенствовать. По мнению Ясперса, философия не
тождественна науке, хотя наука является помощницей философии.
Исследование ее предмета — "личностно-мировоззренческой проблематики”
позволяет философии бесконечно углублять и совершенствовать свои выводы. Исходным понятием философии Ясперса является экзистенция, которая
понимается как источник мышления и действия в самом человеке.
Экзистенция способна проявляться в коммуникации. Последняя может быть
неподлинной и подлинной. Коммуникация наличного бытия, или неподлинная
коммуникация, характеризует общение людей, осуществляющееся с
практической целью. В подлинной или экзистенциальной коммуникации люди
противопоставляют себя миру и другим людям. Условием подлинной
коммуникации является преодоление одиночества, обезличенности человека,
его разобщенности с другими людьми. При этом возможно подлинное бытие,
выступающее в качестве бытия с другими. Его достижение происходит на
путях преодоления "пограничных ситуаций”, когда люди испытывают
повышенное давление мира. Преодолевая эти ситуации, люди приходят к вере
в Бога. В своих социально-политических воззрениях Ясперс исходил из того,
что философия не может существовать безотносительно к политике.
Философия должна показать человеку, что возможно полное крушение того,
чем он жил. Осознание возможной утраты притягательного заставляет
человека любить этот мир и окружающих людей. К. Ясперс считал невозможным постижение общественного целого и
перспектив его развития, но он не сомневался в том, что общество
находится в состоянии кризиса. В "Духовной ситуации времени” философ
пишет: "Все охвачено кризисом, необозримым и непостижимым в своих
причинах, кризисом, который нельзя устранить, а можно только принять как
судьбу, терпеть и преодолевать”. Кризис этот носит планетарный характер
(это кризис всего человечества), он выражается в нивелировании
интеллекта людей, в утрате основательности в людях, в росте цинизма, в
утрате гуманности, в усилении осознания опасности. При этом "люди
ощущают близость катастрофы, стремятся помочь пониманием, воспитанием,
введением реформ. Планируя, они пытаются овладеть ходом событий,
восстановить необходимые условия или создать новые. Этот кризис, по
Ясперсу, связан с вступлением общества в век техники. По его мнению, в
нашем веке люди существуют не как индивиды, а как некая масса. Трагедия
современного человека заключается в том, что он превращается в элемент
массы, толпы. Этому "омассовлению” людей, согласно Ясперсу, способствует
установление антигуманных режимов. В своей концепции философии истории, нашедшей
концентрированное выражение в работе "Смысл и назначение истории”),
Ясперс исходит из неприятия теории культурных циклов, разрабатывавшейся
сначала О. Шпенглером, а позднее А. Тойнби, согласно которой культуры
независимы друг от друга. Ясперс считал, что "человечество имеет единые
истоки и общую цель. Эти истоки и эта цель нам неизвестны, во всяком
случае в виде достоверного знания”. Однако "все мы, люди, происходим от
Адама, все мы связаны родством, созданы Богом по образу и подобию его”. В отличие от цели истории человечества, ее смысл заключается в
единстве, существенную основу которого составляет то, "что люди
встречаются в едином духе всеобщей способности понимания... С наибольшей
очевидностью единство находит свое выражение в вере в единого Бога”.
Однако, по мнению философа, "единство истории как полное единение
человечества никогда не будет завершено”. Ибо насильственно прикованный к
ближайшим целям человек лишен способности видения жизни в целом, хотя
он и пытается достичь этого видения. Карл Ясперс был философом, который дорожил достижениями цивилизованного
общества. Это обусловило наличие в его трудах идей, оправдывающих
порядки, господствующие в Западном мире.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 6169 |