Хосе Ортега-и-Гассет (исп. José Ortega y Gasset) — испанский философ и социолог, сын известного литератора Ортеги-и-Мунийа. Ортега родился в Мадриде 9 мая 1883. Получил образование в Малаге и
Мадриде, стал доктором философии в 1904. Уже в 1902 писал статьи для
газеты «Эль Импарсиаль» («El Imparcial»). Стажировался в Марбургском
университете у Германа Когена, который оказал на него значительное
влияние. В 1910 стал профессором метафизики Мадридского университета. В 1914 Ортега опубликовал свою первую книгу – Размышления о Дон-Кихоте (Meditationes del Quijote) и прочитал знаменитую лекцию Старая и новая политика (Vieja y nueva politica),
в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в
отношении политических и моральных проблем Испании. Некоторые историки
считают это обращение существенно важной вехой в цепи событий, которые
привели к падению монархии. В 1915 в сотрудничестве с Асорином, Барохой и
Пересом де Айела основал журнал «Испания» («España»), а в 1917 – «Эль
Соль» («El Sol»). Вскоре Ортега стал известен в Латинской Америке; в
1916 он прочитал серию лекций в Аргентине. В 1923 учредил журнал
«Ревиста де Оксиденте» («Revista de Occidente»), в котором
испаноязычному миру предлагались новейшие достижения в области
философии, науки и литературы. Когда генерал Примо де Ривера
провозгласил себя диктатором Испании в декабре 1923, Ортега, как и
многие другие профессора, отказался от должности в университете. В
феврале 1931 за два месяца до смены режима он образовал небольшой
политический союз «Группа на службе республики» («La agrupacion al
servicio de la republica»), а затем был избран в новую конституционную
ассамблею. В 1933 Ортега ушел из политики, а когда началась гражданская
война, покинул Испанию. В 1936–1945 жил в Европе, Аргентине и
Португалии. В 1948 основал в Мадриде Институт гуманитарных наук. Умер
Ортега в Мадриде 18 октября 1955. Философия Ортеги Сочинения Ортеги, такие, как Размышления о Дон-Кихоте и Бесхребетная Испания (España invertebrada,
1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца. Его
интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких
работах, как Тема нашего времени (El tema de nuestro tiempo, 1923) и Дегуманизация искусства (La deshumanizacion del arte, 1925). Однако как раз в прологе к Размышлениям о Дон-Кихоте
можно найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он дает определение
человека: «Я есть Я и мое окружение» («Yo soy yo y mi circunstancia»),
т.е. человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его
обстоятельств истории. Ортега искал компромисса между идеализмом
(преувеличивающим значение разума) и реализмом (преувеличивающим
значение вещей) и предложил философию жизни, соединение Я и вещей.
Каждая жизнь есть одна из точек зрения на Вселенную; истина плюральна,
никто не может претендовать на то, что его точка зрения единственно
истинна. Жизнь – это драма, выбор в экзистенциалистском смысле.
Знакомство с немецким философом Вильгельмом Дильтеем повлияло на
философско-исторические взгляды Ортеги, нашедшие выражение в его работе История как система (Historia como sistema, 1941), предлагающей новый подход к изучению фундаментальных проблем человеческого существования. Всемирную славу Ортеге принесла его работа Восстание масс (La Rebelión de las masas,
1930). В каком-то смысле название не соответствует содержанию, ибо под
массами не имеется в виду пролетариат. Согласно Ортеге, человечество
разделено не на общественные классы, а на два типа людей: элиту
(духовную аристократию) и массу. Последняя лишена способности к
самооценке и в результате нетребовательна к себе. Человек «массы»
посредствен, скучен и желает оставаться таким, какой он есть, быть
«таким, как все». Масса, следовательно, представляет собой совокупность
индивидов, ориентированных на жизнь в массе. Наличие огромного числа
таких людей характерно для 20 в. Благодаря либеральной демократии и
техническому прогрессу стал возможен высокий уровень жизни, который
льстил самолюбию тех, кто пользовался его выгодами и не думал ни об
ограниченности своего существования, ни об окружающем огромном мире.
Работа Ортеги заканчивается требованием, чтобы власть была передана
меньшинству – духовной элите. Он также предлагает, чтобы Западная Европа
объединилась и вновь стала оказывать влияние на ход событий в мире. Хотя Ортега является выдающимся мыслителем современности, не следует
забывать о писательском таланте философа. В его сочинениях, как и в
работах Унамуно, форма и содержание неразрывно связаны. Стиль изобилует
необычными и изящными метафорами, возникающими (по его же теории) из
неудовлетворенной потребности в выражении. Будучи настоящим художником
слова, Ортега артистически пользовался языком метафоры и благодаря этому
стал уникальным мыслителем нашего времени.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1836 |