Дион Хрисостом (Хризостом) или «Златоуст» (греч. Δίων Χρυσόστομος) — древнеримский (греческого происхождения) оратор, писатель, философ и историк. Дион уроженец городка Прусы, находившемся у берегов Пропонтиды, в римской провинции Вифинии. Он происходил из знатной и богатой вифинской семьи, получил хорошее риторическое и философское образование. Жил в Риме (при императорах дома Флавиев), но был по политическим мотивам изгнан Домицианом,
который запретил ему жить в Риме и Вифинии. Во время своего
четырнадцатилетнего изгнания Дион вёл типичный образ жизни бродячего
киника — зарабатывая подённой работой и проповедуя среди таких же
бедняков. В своих скитаниях Дион добрался до Скифии. Важнейшим источником по античной истории земель уличей и тиверцев является «Борисфенитская речь» Диона (82). Вернулся Дион в Рим в правление Нервы. В дальнейшем пользовался расположением императоров Нервы и Траяна как теоретик единовластия. Дион был весьма популярен в течение нескольких веков. Так, неоплатоник V в. Синесий Киренский
сочинил для будущего сына трактат «Дион Хрисостом, или О жизни по его
образцу», в котором восхваляет Диона как истинного философа, оратора и
наставника в достижении высшей истины. Высоко о Дионе отзывался и Филострат. Философия Хризостома Излюбленным жанром Диона была диатриба — кинический
философский монолог с элементами диалога с воображаемым оппонентом.
Речи Диона обычно направлены на восхваление природы и добродетели,
понимаемые им в стоическо-киническом духе. Они наполнены биографическими
моментами и понятными для среднего слушателя общефилософскими
рассуждениями. Всего сохранилось около 80-ти речей, считающимися
образцами периода «второй софистики» (эллинское возрождение I—II вв. н. э.). Их основные темы — этические проблемы, социальные и политические вопросы, философские рассуждения. Особенно строго в жанре диатрибы выдержаны речи Диона времён
изгнания. В дальнейшем, после возвращения в Вифинию и, особенно, в Рим
резкость смягчается, речи становятся более длинными и и изящными. Логика
доводов вытесняется эмоциональностью. Однако в речах сохраняются такие
признаки диатрибы как свобода композиции и свобода выбора тем. Речи Диона являются важным источником по истории Римской империи I—II века. В так называемой «Борисфенитской речи» содержатся сведения об истории Северного Причерноморья. Дион считающийся выдающимся представителем второй софистической школы, по своим философским воззрениям близок как к стоикам, так и киникам. Поэтому Дион классифицируется то как «кинизирующий стоик» (Лосев), то как «стоицизирующий киник» (Нахов). В речах Диона представление об истинной красоте связано с моральным совершенством. Интересно, что, как и у Платона,
красота воплощается в юношеском облике. Сторонник единовластия, Дион
выступает против тирании, которая, по его мнению, губит красоту и
добродетель. Рассуждения о прекрасном поэте и философе неразрывны с
выпадами против древних и новых тиранов. Диону важен идеал свободного
гражданина, слова которого не расходятся с мыслями, который просвещает
граждан, не ожидая вознаграждения. Аргументированно выступая против рабства, Дион определяет свободу как познание того, что допустимо, а рабство, соответственно, как незнание этого.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 1542 |