Чандра Мохан Раджниш (хинди चन्द्र मोहन रजनीश) с начала семидесятых более известен как Бхагван Шри Раджниш (хинди भगवान श्री रजनीश) и позднее как Ошо (хинди ओशो) — известный неоиндуистский гуру и мистик, вдохновитель движения Раджниша. Родился 11 декабря 1931 в деревеньке Кучвада (на территории современного штата Мадхья-Прадеш, центральная Индия) в джайнской семье торговца тканями. Первые семь лет воспитывался в семье родителей матери. По словам Ошо, духовное просветление снизошло на него в 21 год при медитации 21 марта 1953 в парке Бханвартал (Джабалпур). В 1957 он с отличием окончил Саугарский университет, получив степень магистра философских наук, преподавал философию сначала в Райпурском санскритском колледже, а в 1966 получил должность профессора философии в Джабалпурском университете. Всерьёз изучал гипноз и риторику, которые, предположительно, использовал для воздействия на людей в ходе многочасовых публичных выступлений. В 1960-х годах под именем Ачарья Раджниш путешествовал по Индии, его лекции о самых известных мистиках Востока собирали многотысячные аудитории. С 1962 начал проводить 3-10-дневные медитационные лагеря. В 1966 оставил преподавательскую деятельность в университете, чтобы полностью посвятить себя духовной деятельности. В 1969 группа последователей организовала фонд для поддержки его деятельности. Фонд арендовал помещение в Бомбее для проведения ежедневных даршанов и приёма посетителей. Ошо с 28 сентября 1970 начал инициировать учеников (нео-саньясины или просто саньясины). При инициации саньясины получали новое имя, до сентября 1985 они носили оранжевую или красную одежду, мала (ожерелье) со 108 бусинами и портретом Раджниша. В 1974 он стал духовным лидером ашрама, основанного в Пуне. Там широко стали практиковаться медитационные техники Ошо — «динамическая медитация» (или хаотическая медитация), «медитация кундалини» и «натарадж».
Динамическая медитация состоит из 5 стадий по 10 минут каждая. В первой
стадии требуется полностью расслабиться, а затем быстро и глубоко
дышать. Во второй стадии происходит выплеск накопившихся эмоций, которые
не только не подавляются, но всячески усиливаются. В третьей стадии
медитирующие, поднимая руки над головой, подпрыгивают вверх-вниз и,
твёрдо приземляясь на ступни, кричат «ху-ху-ху» до полного изнеможения
так, чтобы вибрации достигли "полового центра". В четвёртой стадии
застывают в той позе, в какой оказались по завершению предыдущей стадии.
В пятой стадии исполняется 10-15 минутный танец и выражается
благодарность за испытанное блаженство.
Во время «медитации кундалини» медитирующие сильно трясутся, чтобы
«разогнать зажимы тела», а также пляшут для того, «чтобы проявилась
вновь обретённая жизненность». Раджниш рекомендовал практиковать
медитацию на протяжении 21 дня вместе с занятиями йогой в уединении и
молчании. Деятельность Ошо и его последователей вызывала вражду к ним
приверженцев традиционного индуизма. 22 мая 1980 во время утренней
проповеди на Раджниша было совершено покушение. Молодой индус бросил в
него нож, но промахнулся. После этого случая Раджниш стал избегать
частого появления на людях. Весной 1981,
после долгой болезни, Ошо перешёл в период молчания. По рекомендации
врачей в июне этого года его отвезли на лечение в США, так как он
страдал, в частности, диабетом и астмой. Последователи Ошо купили за 5,75 миллионов долларов США ранчо Big Muddy площадью в 64 тыс. акров в Центральном Орегоне, на территории которого было основано поселение Раджнишпурам (ныне пригород г. Антелоупа). В августе Ошо переехал в Раджнишпурам, где жил в трейлере в статусе гостя коммуны. За четыре года, когда Ошо жил там, популярность Раджнишпурама росла.
Так, на фестиваль в 1983 приехало около 3000 человек, а в 1987 —
около 7000 человек из Европы, Азии, Южной Америки и Австралии. В городе
открылись школа, почта, пожарное и полицейское управления, транспортная
система из 85 автобусов. В это же время обострились противоречия с местными властями относительно разрешений на строительство, а также в связи с призывами к насилию со стороны жителей коммуны. Они усиливались в связи с заявлениями секретаря и пресс-секретаря Ошо Ма Ананд Шилы. Сам Ошо до 1984 продолжал пребывать в молчании и был практически изолирован от жизни коммуны. Управление коммуны переняла Шила. Внутри коммуны также усиливались внутренние противоречия. Многие
последователи Ошо, несогласные с режимом, установленным Шилой, покинули
ашрам. Столкнувшись с трудностями, правление коммуны во главе с Шилой использовало и криминальные методы. В 1984 в еду нескольких ресторанов соседнего городка Далласа были добавлены сальмонеллы для проверки, можно ли повлиять на результаты предстоящих выборов путём снижения числа людей, имеющих право голоса. По приказу Шилы были также отравлены личный врач Ошо и два сотрудника орегонских ведомств. Врач и один из сотрудников тяжело заболели, однако в конце концов выздоровели. После того, как в сентябре 1985
Шила и её команда в спешном порядке покинули коммуну, Ошо созвал
пресс-конференцию, на которой сообщил информацию об их преступлениях и
попросил прокуратуру инициировать расследование. В результате расследования Шила и многие её сотрудники были задержаны, а позже — осуждены. Несмотря на то, что сам Ошо не участвовал в преступной деятельности, его репутации (особенно на Западе) был нанесён значительный урон. 23 октября 1985 федеральный суд присяжных на закрытом заседании рассмотрел обвинительное заключение против Ошо в связи с нарушениями иммиграционного законодательства. 29 октября 1985 после того, как личный самолёт Ошо приземлился на дозаправку в городе Шарлотт (штат Северная Каролина) он был задержан без ордера на арест
(на этот момент обвинение не было официально предъявлено); мотивом
задержания была названа самовольная попытка Ошо покинуть США. (По словам
Раджиша он собирался вместе со своими 8 приближёнными лететь отдыхать
на Бермудские острова) По этой же причине Ошо отказали в праве выхода под залог. Его поместили в следственный изолятор, предварительно зарегистрировав в тюрьме штата Оклахома под именем «Дэвид Вашингтон». По совету своих адвокатов, договорившихся с обвиняющей стороной, Ошо подписал Alford plea —
документ, согласно которому обвиняемый не признаёт себя виновным,
однако соглашается с тем, что существуют доказательства, достаточные для
его осуждения. В результате уже 14 ноября Ошо был условно осуждён на 10 лет заключения и штраф в размере 400 тысяч долларов за нарушение иммиграционного законодательства и соответствующих уголовных норм, и депортирован из США без права вовзращения в течение 5 лет. Раджниш распустил свой ашрам в Орегоне, сжёг 5 тысяч экземпляров своих брошюр и публично заявил, что не является богом. 29 июля 1986 Ошо прибыл в Бомбей где прожил около полугода у одного из своих индийских друзей.
Именно здесь Раджниш произнёс две речи среди немногих оставшихся
последователей в которых провозгласил появление т. н. Декларации «Прав
нового человека», которая, якобы, должна прийти на смену Всеобщей декларации прав человека.
В ней он предлагает для всеобщего благоденствия, ввиду ограниченности
природных ресурсов, любыми доступными способами ограничивать
рождаемость, используя противозачаточные средства, аборты, умерщвление детей с врождёнными физическими недостатками. А также предлагает пропагандировать эвтаназию и официально признать права гомосексуалистов. В ноябре 1987 Ошо заявил, что в течение 12 дней, которые он пробыл в тюрьмах США, он подвергался радиационному облучению от матраца, на котором он спал, и был отравлен таллием. 4 января 1987
Ошо вернулся в Пуну в дом, где прожил большую часть жизни. Сразу же
после того, как стало известно о возвращении Ошо, начальник полиции
города в приказном порядке потребовал от него немедленно покинуть Пуну
на том основании, что Раджниш «противоречивая личность» и «может
нарушить порядок в городе». Однако Верховный суд города Бомбея отменил
этот приказ в тот же день. К концу 1987 через ворота «Osho Commune International» в индийском городе Пуна ежедневно проходят тысячи саньясинов и посетителей. Ошо проводит ежедневные даршаны,
но его здоровье неуклонно ухудшается. В беседах Ошо часто повторяет,
что не может оставаться со своими людьми ещё долгое время, и советует
слушателям уделять основное внимание медитации. В результате систематического употребления Раджнишем высоких доз валиума
в конце жизни его умственные способности пошатнулись, после чего он
выразил намерение уехать в Россию, чтобы соединить собственную тоталитарную форму духовности с русским коммунизмом, а также публично призвал к убийству Михаила Горбачёва, поскольку Горбачёв ведёт Россию к капитализму западного типа, а не к «духовному коммунизму» Раджниша. 6 октября 1989 Ошо выбирает внутренний круг —
эта группа состоит из двадцати одного ближайшего ученика, на которых
возложена ответственность административного управления и решения
основных практических вопросов жизни коммуны. В июне-июле основан
саньясинский университет. Он состоит из ряда факультетов, охватывающих
различные семинары и групповые программы. 17 января
состояние здоровья Ошо значительно ухудшилось. Ошо появился на вечернем
собрании только для того, чтобы поприветствовать собравшихся. Когда он
вошёл в зал, было заметно, что передвигаться ему чрезвычайно тяжело. Ошо отказался от предложений врачей провести срочное медицинское
вмешательство. Ошо сказал врачам, что «Вселенная сама отмеряет свой
срок», закрыл глаза и умер. Это произошло 19 января 1990. Причины смерти на протяжении длительного времени вызывают интенсивную полемику. По одной из версий, Ошо умер от сердечного приступа, по другой — от СПИДа, онкологического заболевания или передозировки наркотических препаратов. Среди последователей Ошо распространена версия, что он был отравлен таллием во время тюремного заключения по указанию правительства США, однако часть адептов сомневается в ней. Точных данных о причине смерти нет, поскольку официального патологоанатомичского заключения о вскрытии опубликовано не было. Тело Ошо перенесли в зал, где прошло массовое собрание, а затем
кремация. Через два дня пепел, оставшийся от тела Ошо, перенесли в зал Чжуан-цзы — в ту самую комнату, которая должна была стать его новой спальней. Часть пепла перенесена также в Непал, в ашрам
Ошо-Тапобан. Над пеплом поместили табличку со словами, которые за
несколько месяцев до того надиктовал сам Ошо: «ОШО. Никогда не рождался,
никогда не умирал, только гостил на этой планете Земля с 11 декабря
1931 по 19 января 1990 года». Философия Ошо Учение Ошо чрезвычайно эклектично. Оно представляет собой хаотичную мозаику, составленную из элементов христианства, суфизма, хасидизма, даосизма, дзэна, тантризма
и других духовных течений. Сам он говорил об этом так: «У меня нет
системы. Системы могут быть только мёртвыми. Я — бессистемный,
анархический поток, я даже не личность, а просто некий процесс. Я не
знаю, что я говорил вам вчера»;
«…цветок груб, аромат тонок… Вот что я пытаюсь сделать — свести воедино
все цветы тантры, йоги, Дао, суфизма, дзэна, хасидизма, иудаизма,
мусульманства, индуизма, буддизма, джайнизма…»;
«Истина — вне конкретных форм, установок, вербальных формулировок,
практик, логики, а её постижение осуществляется хаотическим, а не
систематическим методом»;
«Я — начало абсолютно нового религиозного сознания, — говорил О. —
Пожалуйста, не связывайте меня с прошлым — его не стоит даже и
вспоминать»;«Мое послание — не доктрина, не философия. Мое послание — это своего рода алхимия,
наука трансформации, поэтому лишь тот, кто сумеет умереть таким, каков
он есть и возродиться настолько обновлённым, что не может себе это
сейчас даже представить… только те немногие смельчаки будут готовы
услышать, ибо слышать — значит идти на риск». Несмотря на сотни надиктованных книг, Раджниш не создал
систематической теологии. В период орегонской коммуны (1981—1985) вышла в
свет книга под названием «Библия Раджниша», однако после разгона этой
коммуны Раджниш заявил, что книга была опубликована без его ведома и
согласия,
и призвал своих последователей избавиться от «старых привязанностей», к
которым он отнёс и религиозные верования. Исследователи полагают, что
Раджниш использовал в своём учении все крупные мировые религии, но
отдавал предпочтение индуистской концепции „просветления" как основной
цели для своих последователей. Ошо также использовал широкий спектр западных представлений. Его взгляды о единстве противоположностей напоминают Гераклита,
в то время как его описание человека как механизма, приговорённого к
неконтролируемым импульсивным действиям, происходящим от бессознательных
невротических паттернов, имеет много общего с Фрейдом и Гурджиевым. Его видение «нового человека», переступающего ограничения традиций, напоминает идеи Ницше в труде «По ту сторону добра и зла». Взгляды Ошо на освобождение сексуальности сопоставимы с идеями Лоуренса, а его динамические медитации в долгу перед Райхом. Ошо утверждал, что психологическое подавление (вытеснение),
часто защищаемое религиозными лидерами, заставляет подавленные чувства
повторно появиться в другом облике, и что подавление сексуальности
приводит к одержимости сексом в обществах. Вместо этого подавления люди должны доверять самим себе и принимать самих себя безоговорочно.
Это должно быть не просто понято интеллектуально, поскольку ум может
только усвоить это как ещё одну часть информации: вместо усвоения умом
необходима медитация. Ошо призывает делать то, что исходит из чувства, течёт из сердца: «Никогда не следуйте разуму…не руководствуйтесь принципами, этикетом, нормами поведения».
Он отрицал аскетику и самообуздание классической йоги Патанджали и
заявлял, что «тяга к насилию, сексу, стяжательству, лицемерию — есть
свойство сознания». Он побуждал последователей выплескивать свои желания наружу в любой форме.
Считается вероятным, что по этой причине ашрамы Раджниша становились
объектом критики за антиобщественную деятельность: промискуитет,
обвинения в правонарушении и т. д. Ошо вёл сибаритский образ жизни, оправдывая собственное стремление к роскоши следующим образом: «Я просто любящий комфорт и роскошь, ленивый человек». Ошо был сторонником вегетарианства.
Он выступал против брачных отношений и деторождения, взамен
пропагандируя «свободную любовь», а также терпимо относился к алкоголю и
наркотикам.
По мнению представителей академического сообщества, последнее
обстоятельство стало одним из главных факторов, сделавших его учение
притягательным для поколения контркультуры в западных странах. Для Раджниша характерны скандальные высказывания: «Я должен вас
убить, чтобы вы возродились. Пуна это не демократия, и я требую от
каждого из вас полного подчинения моим приказам». Некоторые из его
взглядов шокировали общественность, например, он называл Гитлера «святым человеком»,
доходя в своих восхвалениях до таких заявлений: «Я просто влюблён в
этого человека. Он был чокнутый, но я-то ещё больше чокнутый». Ошо говорил, что «Христианство — это болезнь». Себя он характеризовал следующим образом: «Я основатель единственной религии, другие религии — обман. Иисус, Мухаммед и Будда просто совращали людей…»
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (14.11.2011) | |
Просмотров: 9194 |