Пьер Тейяр де Шарден (фр. Pierre Teilhard de Chardin) — французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы. Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден, дальний родственник Вольтера,
родился 1 мая 1881 в замке Сарсена в Пюи-де-Дом близ Клермон-Феррана на
юге Франции. Окончив иезуитский коллеж в Монже, вступил в орден иезуитов
в 1899. С 1901 по 1905 изучал философию и готовился стать священником в
иезуитской обители на острове Джерси. В 1905–1908 находился в Каире,
где преподавал физику и химию и заинтересовался палеонтологией –
млекопитающими эпохи эоцена. В 1908 вернулся в Англию, где изучал
теологию в Гастингсе. Стал священником в 1911. Затем был направлен в
Париж и стажировался в Парижском музее у М.Буля, одного из самых
известных палеонтологов того времени. В Первую мировую войну служил во
французской армии санитаром-носильщиком. В 1922 Тейяр получил
докторскую степень по палеонтологии в Сорбонне. В 1922–1926 преподавал
геологию в Католическом институте в Париже, однако его интерпретация
первородного греха в применении к эволюции человека была сочтена
отклоняющейся от ортодоксального учения, и ему было предписано покинуть
стены института и отправиться в Тяньцзинь вместе с Лисаном, выдающимся
ученым-палеонтологом, также принадлежавшим к ордену иезуитов. Всю
оставшуюся жизнь Тейяр провел в ссылке, вначале в Китае, а затем в США. В
1929, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне
близ Пекина, Тейяр был одним из ученых, обнаруживших синантропа (Homo
erectus), и получил широкое признание благодаря анализу этой находки.
Еще большую славу ему и Брейлю принесло открытие в 1931 того, что
синантроп пользовался примитивными орудиями и огнем. Во время
Второй мировой войны Тейяр продолжал работать в оккупированном японцами
Пекине, однако его действия были строго ограничены. В 1946 он вернулся в
Париж. Посетил Рим и безуспешно пытался добиться разрешения
опубликовать свои философские и теологические сочинения. Тем не менее
эссе и лекции Тейяра ходили в списках и оказали значительное влияние на
научное сообщество. В 1952 он стал сотрудником Фонда антропологических
исследований Уэннера – Грена в Нью-Йорке. Умер Тейяр де Шарден в
Нью-Йорке 10 апреля 1955. Тейяр оставил два больших труда: Феномен человека (Le Phénomène humain, 1955) – книга, обращенная к людям с научным складом ума; Божественная среда (Le Milieu divin, 1957) – труд, написанный для религиозно-ориентированного читателя. Другие работы Тейяра – Возникновение человека (L'Avenir de l'homme, 1956); Взгляд в прошлое (La Vision du passé, 1957) и Наука и Христос (Science et Christ, 1965) – представляют собой сборники эссе и лекции. Философия Тейяра Согласно Тейяру, эволюция –
космический, целенаправленный процесс, в ходе которого материя-энергия,
составляющая Вселенную, прогрессивно развивается в направлении
возрастающей сложности и духовности. Частицы первобытного хаоса
находились первоначально в состоянии бесконечного разнообразия. Пройдя
последовательные этапы, на которых происходил их синтез, они соединились
в такие сложные сущности, как атомы, молекулы, клетки и организмы.
Наконец, в человеческом теле нервная система достигла такой степени
сложного единства, что возник самосознательный, целеустремленный и
морально ответственный разум. Таким образом, жизнь, разум, дух и свобода
возникли из материальной матрицы, и человек начал обретать способность к
сознательному контролю над собственными действиями. Направленность и
прогресс очевидны в эволюции материи-энергии, которая привела к
образованию Земли и формированию литосферы, превратившейся благодаря
эволюции живых существ в биосферу. В свою очередь биосфера, вследствие
эволюции разумных существ, стала ноосферой (от греч. nous – разум). Тейяр
был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме,
но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества
с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно
увеличивающейся степенью взаимозависимости, – тенденция, необычайно
ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и
развитием вычислительной техники. Глобальная сеть знаний, исследований и
чувство взаимозависимости людей образуют то, что Тейяр называл
ноосферой. Эволюционный процесс он графически изображал как «конус
пространства – времени», в основании которого помещал множественность и
хаос, а на вершине – точку последнего объединения в сложное единство,
«точку Омега». Для Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря
силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно
эволюционирующему синтезу. В процессе эволюции Тейяр видел естественное
приуготовление к сверхприродному порядку, указанному Иисусом Христом.
Когда в ходе эволюции материя-энергия истощит весь свой потенциал к
дальнейшему духовному развитию, конвергенция космического природного
порядка и сверхприродного порядка приведет к «парусии», Второму
Пришествию Христа, «уникальному и наивысочайшему событию, в котором
Историческое соединится с Трансцендентным». Божье сотворяющее Слово (Logos), имманентное природе с самого начала,
есть синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводя элементы
во все более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии.
Благодаря воплощению в историческом Христе Слово Божье обнаружило свою
эволюционную мощь в высшей форме – личной любви. В самопожертвовании
Христа раскрывается Божья любовь к человеку, призыв отвратиться от греха
(эгоцентрического сопротивления божественной объединяющей любви), чтобы
сконцентрироваться на Христе, истинном «центре всех центров».
Воскреснув, Христос продолжил свое движение как «космический Христос» к
последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их собственным
волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во
Христе. Тем самым верующие люди избавляются от господства низшей,
биологической детерминации. Таким образом, основой и завершением
научной космогонии Тейяра является его теология, пронизанная глубокой
верой и личным благочестием философа, его видением Церкви как сообщества
людей, вдохновленных возвышающим и общиннопостроительным влиянием
Иисуса Христа. Церковь, следовательно, является «головным отрядом
эволюционирующего человечества». Однако, с точки зрения Тейяра, учение
Церкви зачастую выражается в терминах слишком статичного и дуалистичного
мировоззрения, разрывающего природу, историю, спасение человека и
сверхприродную благодать Божью. Поскольку человек призван сотрудничать в
завершении Божьего творения, вера должна подвигать его не на бегство от
материи и истории, а на стремление к воссоединению с Богом через
посвящение себя жертвенной задаче продвижения процесса творения и
создания подлинно человеческого сообщества.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 2003 |