Тит Лукреций Кар (лат. Titus Lucretius Carus) — римский поэт и философ. Все, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония,
говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые
промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и
лишил себя жизни». Лукреций является одним из первопроходцев в
области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский
гекзаметр эпического поэта Энния, у него же заимствовал некоторые
архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии.
Лексикой и техникой Лукреций отчасти обязан и Явлениям Арата (в переводе Цицерона). Возможно, были и другие образцы, о которых исследователям его творчества ничего не известно. Несмотря на скудость достоверных сведений о судьбе Лукреция, его жизнь и творчество интересовали не только современников. Цицерон, в письме брату Квинту, написанном в феврале 54 до н.э., упоминает его поэму О природе
и признает в ней «многие проблески гения, но также и немалое
искусство». Античные комментаторы признавали влияние Лукреция на
Вергилия. Позднейшие поэты античности, выражавшие восхищение Лукрецием,
как это делали Овидий и Стаций,
тем не менее в качестве поэтического образца избирали Вергилия. История
безумия и самоубийства Лукреция легла в основу поэмы Теннисона Лукреций (Lucretius, 1868); вне всякого сомнения, поэма О природе
оказала влияние на Гете и Вольтера, ее воздействие прослеживается в
современной европейской литературе (особенно в английской – от Спенсера до Хаусмана). Поэма О природе является самым пространным из дошедших до нас изложений философии Эпикура. В
шести книгах поэмы Лукреций последовательно освещает космологические
воззрения, в том числе учение об атомах и пустоте как первоначалах, о
спонтанном отклонении атома, концепцию множественности миров,
опровергает идеи провидения и участия богов в создании Вселенной,
критикует представления о бессмертии души и переселении душ и называет
страх перед смертью ничтожным. Душа материальна, поэтому погибает вместе
с телом, и смерть для нее – лишь избавление от страданий. В пятой книге
Лукреций воздает хвалу Эпикуру как герою-благодетелю, освободившему
людей от суеверий, страха перед богами и смертью и тем самым указавшем
людям истинный путь к счастью. В поэме также содержится концепция
развития природы и человеческой культуры, в основе которой лежит понятие
«нужды», что полемически направлено против идей о провиденциальном
руководстве со стороны богов. Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1552 |