Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More) — английский мыслитель, писатель. Святой Католической церкви. Томас родился 7 февраля 1478
в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей
честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13
лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона,
который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор
продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра и Вильяма Гросина, знаменитых юристов того времени. В 1494 он вернулся в Лондон и в 1501 стал барристером. Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В
частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во
время своего обучения в Линкольнз инн
(одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил
стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался
монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не
менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским
устремлениям. В 1504 Мор избирается в Парламент, а в 1505 — женится. Мор впервые женился на Джейн Кольт, в 1505. Она была почти на 10
лет его моложе, и его друзья говорили, что она была тихой и доброй
нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное
образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным
наставником в области музыки и литературы. У Мора было четверо детей с
Джейн: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон. Когда Джейн умерла в 1511, он женился почти сразу, выбрав в качестве второй жены богатую
вдову по имени Элис Мидлтон. У Элис не было репутации покорной женщины,
как у её предшественницы, а наоборот она была известна как сильная и
прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У
Мора и Элис не было общих детей, но у Элис была дочь от первого брака.
Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр,
которая в итоге вышла замуж за Мора. Мор был любящим отцом, который
писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или
государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно
заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени
необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным
достижениям, как и мужчины, он настаивал, чтобы его дочери получили
высшее образование, так же как и его сыновья. Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII.
В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был
выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и
самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха
VII в 1509 Мор возвращается к карьере политика. В 1510 он стал одним из двух младших шерифов Лондона. В 1511 его первая жена умирает во время родов, но Мор вскоре вступает во второй брак. В 1510 Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515
он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело
переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия»
начинается со ссылки на это посольство.) В 1517 он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией». По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum/англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник Веры» (Defensor Fidei) (любопытно, что долгое время после того, как Англия
порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить
этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы D.
F.). Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем. Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529
его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен
сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства
Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не
понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно
образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём:
расторгнуть освящённый церковью брак может только Римский папа. Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины. В 1532
Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое
здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви;
Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён
отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой
жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 Элизабет Бартон, монахиня из Кента,
осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью.
Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел
схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы
ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии»,
провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о
престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны
принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем
самым: 1) признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн;Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям. 17 апреля 1535 он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935. Философия Мора «История Ричарда III»
До сих пор среди специалистов идут споры о том, является ли «История
Ричарда III» Томаса Мора историческим или художественным произведением.
Во всяком случае, в своих основных сюжетных линиях это произведение
совпадает с большинством хроник и исторических исследований, а именно с
«Новыми хрониками Англии и Франции» Фабиана, записками Манчини, Кармилиано, Вергилия, произведениями Андрэ. Повествования
хронистов и писателей расходятся с историей, написанной Томасом Мором,
лишь в частностях. При этом в «Истории Ричарда III» ярко обозначен
характер автора, во многих случаях даны оценки происходивших в 1483
исторических событий. Так, по поводу избрания Ричарда III
королем историк пишет, что это «… не что иное, как королевские игры,
только играются они не на подмостках, а по большей части на эшафотах».
Стихотворные произведения, эпиграммы и переводы
Томас Мор был автором 280 латинских эпиграмм, переводных
произведений, а также небольших поэм. Томас Мор активно занимался
переводами с древнегреческого языка, который в его эпоху был гораздо
менее популярен, чем латинский. По мнению Шульца, высказанному в статье «Поэзия Томаса Мора»,
точная датировка подавляющего большинства эпиграмм Мора затруднительна.
Тем не менее, как в выборе эпиграмм, так и в поэтических произведениях
Томаса Мора основной темой является образ идеального правителя, многие
эпиграммы и поэтические произведения идейно близки работе Томаса Мора
«Утопия».
«Утопия» Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 Дирком Мартенсом),
причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только
как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу
произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» —
сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности «Quatuor Navigationes» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Navigationes» Веспуччи
он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения). Мор
создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в
духе утопического социализма. Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». «Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга. Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет;
здесь наиболее сильный момент — критика современных ему
общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство
о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на
королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и
разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания
общинных земель (enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал
он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика
существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние,
умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй,
где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.
Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во
главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных
работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о
Платоне, сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Но в
описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор
даёт ключевые для понимания его позиции положения. Прежде всего в
«Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация.
Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг
вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил
потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для
всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до
определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато
городское производство построено на семейно-ремесленном принципе —
влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В
«Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов
в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В
связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует,
нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими
странами, причём торговля является государственной монополией.
Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без
каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря
на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут
быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет
интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием.
Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и
производственной практики. Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм,
за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к
религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и
рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и
государства он — чистый рационалист. Признавая, что существующее
общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых
против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую
его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории
социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации
общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым
этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней
осознано значение государственной организации для построения социализма,
но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в
«Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого
по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия
государственной власти, ставшей излишней.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 4034 |