Томас Сэмюэл Кун (англ. Thomas Samuel Kuhn) — американский историк и философ науки, считавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Родился 18 июля 1922 в Цинциннати (шт. Огайо). Изучал теоретическую физику в Гарвардском университете, где в 1949 защитил докторскую диссертацию. Преподавал с 1949 в Гарварде, с 1957 – в Принстоне. С 1968 по 1979 – профессор Принстонского университета, а с 1979 до выхода на пенсию в 1991 – профессор Массачусетского технологического института. Был членом Национальной академии наук, Американского философского общества, Американской академии наук и искусств. Умер Кун в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 17 июня 1996. Среди значительных произведений Куна Сущностное напряжение (The Essential Tension, 1977) и монографию Теория черного тела и квантовая прерывность, 1894–1912 (Black-Body Theory and Quantum Discontinuity, 1894–1912, 1978). Философия Куна Известность Куну принесла вторая из написанных им книг – Структура научных революций (The Structure of Scientific Revolutions,
1962). Ее идеи зародились в период преподавания в Гарварде, когда автор
исследовал теоретические истоки механики 17 века Кун обнаружил, что
физика Аристотеля вовсе не была подготовительной фазой для физики
Галилея и Ньютона. Если механика 17 века понимает движение исключительно в
терминах массы и силы, то в аристотелевской традиции движение
рассматривается как качественное изменение состояния движущегося
объекта. Анализируя революции в науке, Кун показывает, что история науки
не была линейным процессом накопления знаний, скорее это чередование
периодов «нормальной науки» и отрицающей ее «революционной науки». Так,
аристотелевская физика функционировала в качестве образца («парадигмы»)
нормальной науки от классической античности до позднего Средневековья; в
течение всего этого периода она задавала понятийный инструментарий и
основное направление научного поиска. Физические и математические
открытия 16 и 17 веков, связанные с именами Коперника, Галилея, Декарта и
Ньютона, создали ситуацию научной революции, в ходе которой сторонники
старой парадигмы столкнулись с приверженцами «новой науки». Период
нормальной науки вновь наступил лишь в 18 веке, когда ньютоновская физика
обрела широкое признание среди ученых и утвердилась в качестве парадигмы
научного исследования. Хотя критики работы Куна поначалу
сосредоточили внимание на концепции парадигмы, наибольшие дискуссии
вызвал другой его тезис – о несоизмеримости научных теорий. Сторонники
Карнапа и логического позитивизма рассматривали науку как процесс
выдвижения и критической проверки (верификации) утверждений;
последователи Поппера считали ключевой процедурой не верификацию, а
фальсификацию (опровержение) научных гипотез. Но и те и другие исходили
из представления о науке как процессе аккумуляции знания:
аристотелевская и средневековая физика рассматривались как частичное
понимание реальности, дополненное впоследствии новой наукой. Кун же
настаивал на том, что учения Аристотеля и Ньютона представляют собой две
несовместимые системы знания.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 1802 |