Виктор Александрович Штофф родился 12 февраля 1915 в городе Харькове. Его отец - Александр Абрамович получил
юридическое образование и трудился по специальности, мать - Елена
Ильинична - занималась домашним хозяйством. С 1920 семья Штофф жила в
Петрограде - Ленинграде, где юный Виктор учился в одной из лучших школ
города, известной под названием "Анненшуле". Эта школа дала ему, в
частности, хорошее знание немецкого языка. Окончив ее, он поступил на
философское отделение Ленинградского института философии, литературы,
истории (ЛИФЛИ), который затем влился в состав Ленинградского
государственного университета (ЛГУ). С 1937, после окончания университета,
началась самостоятельная педагогическая и научно-исследовательская
деятельность Виктора Александровича в высшей школе в области философии. В
1937-38 - он ассистент Ленинградского текстильного института. В
1938-41 - ассистент ЛГУ, где незадолго до войны поступает в
аспирантуру. В годы Великой Отечественной войны Виктор
Александрович, освобожденный от военной службы по состоянию здоровья
(туберкулез), работал старшим преподавателем Куйбышевского (Самара)
индустриального института, был награжден медалью "За доблестный труд в
Великой отечественной войне". После завершения войны вернулся в ЛГУ на
философский факультет, с которым и была неразрывно связана вся его
последующая жизнь. Еще в военные годы Виктор Александрович
подготовил свою первую кандидатскую диссертацию на тему "Теория развития
в философии И.Г.Фихте". Однако принятое в 1943 постановление ЦК
ВКП(б), содержавшее резкую критику немецкой классической философии,
сделало защиту этой диссертации невозможной. В результате Виктор
Александрович оказался вынужден начать работу над новой диссертацией,
посвященной философским взглядам М.А.Антоновича. Она была успешно
защищена в начале 1948 В.А.Штофф становится кандидатом философских
наук, а затем - в 1949 ему присуждается ученое звание доцента. Однако основные научные интересы Виктора
Александровича лежали в области гносеолого-методологических вопросов
науки (в особенности, - химии). В этом контексте постепенно
выкристаллизовалась тема докторской диссертации: проблемы моделирования
как метода научного познания, роль моделей в познании. Диссертация была с
блеском защищена в 1964. В следующем, 1965 присвоение Виктору
Александровичу ученой степени доктора философских наук было подтверждено
ВАК, а еще через год он стал профессором. Более сорока пяти лет В.А.Штофф преподавал
философию на разных факультетах Ленинградского университета. Он был
одним из создателей Института повышения квалификации преподавателей
общественных наук (ИПК) при ЛГУ, преобразованным позднее в
Республиканский гуманитарный институт (РГИ) при Санкт-Петербургском
государственном университете. Длительное время, начиная с 1967,
В.А.Штофф руководил кафедрой философии ИПК. В той мере, в какой это было
возможно, он реализует свои научно-творческие, педагогические и
организационные замыслы. Ему удается разработать такой учебный план
лекционных курсов по философским наукам, на основе которого к работе в
ИПК привлекаются лучшие философские силы города. Многие сотни слушателей
ИПК прошли превосходную школу, которую можно и нужно назвать школой
В.А.Штоффа. В 1960-70 В.А.Штофф продолжает чтение
лекций на философском факультете, участвует в работе кафедры философии
АН СССР (занятия с аспирантами и руководство
методологическими/философскими семинарами ученых академических
институтов). Он не жалеет времени на научное общение со своими
аспирантами и докторантами. Под его руководством подготовлены десятки
кандидатских и целый ряд докторских диссертаций. В.А.Штофф организует и проводит несколько
научно-теоретических конференций и семинаров, по результатам работы
которых издаются проблемно-тематические сборники под его редакцией. На
протяжении многих лет он состоял членом редколлегии и научным
консультантом журнала "Философские науки", участвовал в международных и
общесоюзных конгрессах и симпозиумах философов. Штофф является автором
более 80 научных трудов, в том числе - фундаментальных монографии
"Моделирование и философия" (1966), "Проблемы методологии научного
познания" (1976) и др. труды В.А.Штоффа получили международное
признание. Они были переведены и изданы в Венгрии, Германии, Польше,
Болгарии. Скоропостижная смерть Виктора Александровича
Штоффа 24 марта 1984 оборвала его творческую жизнедеятельность, не
позволив осуществить ему намеченные философские проекты. В канун 80-летия со дня рождения Виктора
Александровича Штоффа нельзя не вспомнить о нем, как философе и
человеке. Его научные интересы во многом были сопряжены с философскими
обобщениями развития естественных наук. Поначалу он увлекался проблемами
взаимосвязи структуры и свойств не только в рамках химии органических
соединений, но и в более широком плане. Его внимание привлекают
системные и структурные концепции в науке, теория подобия,
количественные и качественные параметры подобия. Он принимает активное
участие в обсуждении дискуссионных проблем системно-структурных
концепций. Позднее эти соображения были более обстоятельно развиты в его
работах, посвященных роли моделирования в познании и в работах по
основам методологии научного познания. В. А. Штофф чутко улавливал
тенденции развития науки, всячески поддерживал новые идеи, активно
выступал против догматизма в философии. Как ученому, ему была присуща строгость и
четкость научного мышления. Он отвергал чисто умозрительные,
схематизаторские представления, равно как и чисто интуитивные
высказывания, настаивая на протокольной четкости исходных понятий и
принципов. С этим связано его весьма почтительное отношение к логике и
истории философии. Стремление к строгости исходных предпосылок, к
определенности в противовес расплывчатости под видом диалектичности
можно было неоднократно наблюдать в его выступления на заседаниях
Ученого совета при защитах диссертаций, в его докладах на конференциях и
симпозиумах. Философия Штоффа Наряду с изучением философских проблем естествознания (и шире, - науки вообще) у него возникает и сохраняется до конца жизни стойкий интерес к собственно методологическим проблемам научного познания. Постепенно эти вопросы выходят на первый план как в научной, так и в педагогической деятельности Виктора Александровича. В связи с развитием кибернетики и теории информации внимание Штоффа привлекают вопросы моделирования и его роли в процессах познания. Этому были посвящены две его монографии и многочисленные статьи а также докторская диссертация. Наряду с этим Штофф рассматривает широкий круг вопросов научной методологии (соотношение чувственного и логического, эмпирического и теоретического, проблемы научного описания и объяснения, измерения, наблюдения и эксперимента и многое другое). Следует подчеркнуть, что, хотя Виктор
Александрович интересовался онтологическими и гносеологическими
проблемами в равной степени, все же он в большей мере склонялся к
исследованию логико-методологических вопросов научного познают. Так,
начав с изучения методологических проблем наук о неживой природе, он
переходит к осмыслению методологии сложных системных образовании, затем -
к методологии моделирования, к проблемам социального И гуманитарного
познания. к герменевтической проблематике человеческого понимания и
общения. Он наметил и осуществил подготовку коллективного сборника
"Проблемы методологии социального познания", завершенного и изданного
уже после его смерти. Предложение В.А.Штоффа об изучении проблемы
взаимосвязи естественнонаучного и социогуманитарного знания было позднее
реализовано сотрудниками кафедры философии ИПК. Как заведующий кафедрой философии ИПК, В. А.
Штофф значительное внимание уделял проблемам методики преподавания
философских наук, учебно-организационной работе кафедры (теоретические и
методические семинары, сборники научных трудов, всевозможные
методические материалы к лекциям, программы курсов лекции и т.п.) Виктор
Александрович был человеком добрым и очень внимательным к своим
сотрудникам и ученикам, близко к сердцу принимавшим их успехи и неудачи,
их радости и горести.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 3575 |