Владимир Францевич Эрн — русский философ. Родился в Тифлисе 5 (17) августа 1882. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 – один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Сотрудничал с издательством «Путь» и в 1912 выпустил труд Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. Обе его диссертации: магистерская – Розмини и его теория знания (1914), докторская (не успел ее защитить) – Философия Джоберти (1916), были посвящены творчеству итальянских католических мыслителей. В начале 1917 увидела свет первая часть его последней, так и не завершенной работы Верховное постижение Платона. Умер Эрн в Москве 29 апреля (12 мая) 1917. Философия Эрна Свой
выбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал рано, о чем
свидетельствуют его статьи и выступления 1905–1907. В отличие от многих
представителей русской религиозно-философской мысли он не пережил
серьезного увлечения либеральной или революционной идеологией,
достаточно критически относился к самой идее «нового религиозного
сознания» и к любым попыткам модернизации православия. Собственная
метафизическая позиция Эрна отчетливо определилась в ходе его полемики с
журналом «Логос» (1910). В цикле статей (вошедших впоследствии в
сборник Борьба за Логос (1911)) Эрн доказывал оригинальность
русской философской традиции, особо подчеркивая значение творчества
таких отечественных мыслителей, как Г.С.Сковорода, Вл.С.Соловьев, П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Л.М.Лопатин, А.А.Козлов, С.Н.Трубецкой.
В историко-философском контексте воззрения Эрна могут быть отнесены к
тому опыту возвращения к онтологизму, который в философии 20 в.
представлен не одним ярким именем и направлением (фундаментальная
онтология Хайдеггера, критическая онтология Н.Гартмана,
неотомистская онтология и др.). Как и на Западе, поворот к онтологии в
России (позиция Эрна – один из наиболее ярких примеров) начинался с
критики «гносеологизма» предшествующей рационалистической философии.
Своеобразие онтологизма Эрна в существенной мере связано с его критикой
«меонизма» рационалистической философии и с учением о Логосе. В Новое
время, по Эрну, происходит разрыв с онтологизмом античной и
средневековой мысли и начинается эпоха господства меонической (у Эрна –
без-бытийной, без-жизненной) философии. «Кардинальной, конституирующей»
чертой этого направления оказывается «отрицание природы как Сущего».
Однако, полагал Эрн, созданный новоевропейским рационализмом образ
действительности, где научно-философскому разуму, как началу познающему и
организующему, противостоит овеществленная, лишенная внутреннего смысла
существования природа, – не более чем миф. «Новое время, вообще говоря,
очень мифологично... В новое время мы видим возникновение целого цикла
мифов, целого ряда мифологем, и все различие, колоссальное и
существенное, этих мифов и этих мифологем от античных и средневековых
заключается только в перемене знака положительного на отрицательный. Миф
античный и средневековый онтологичны, мифы нового времени меоничны». Устремленная к идеалу строго научного знания новоевропейская философия
приходит к парадоксальному результату. Ее основу, по убеждению Эрна,
образует миф – отнюдь не научный и не логичный – об отвлеченном,
«мертвом» познании и столь же безжизненной природе. Подлинную
альтернативу «меонизму», по Эрну, представляет «логизм», философия
Логоса. Сущим природу (вселенную, мир, человека) делает ее изначальная и
неразрывная связь с Логосом. Понимание этой связи, доказывал в своих
сочинениях Эрн, становится источником онтологизма античной философии
(прежде всего в платонизме) и, религиозно преображенное в христианстве,
метафизически оформляется в патристике. Все пронизано живым
Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысль бытийственна, и человек
никак не может в своем философском опыте быть сторонним наблюдателем.
Эта роль для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании
истин «частичных» и в этом смысле относительных. У философии, считал
Эрн, своя задача: философия не может не стремиться к познанию
абсолютному, иначе она просто перестает быть философией. Излагая свою концепцию «логизма», Эрн не провозглашал нового направления
в философии. С его точки зрения, в историческом плане «логизм» уже
состоялся. Сама человеческая культура как «солидарная преемственность
творчества» есть результат верности духу «логизма» ее творцов. Культура и
Логос нераздельны, как нераздельны Логос и природа, Логос и жизнь.
Распад живых связей происходит в цивилизации, питаемой рационализмом.
Эрн верил, что ситуация не фатальна и многое зависит от того, произойдет
или нет «метафизический поворот». Философия, по его убеждению, должна
ответить на вызов рационализма и вернуть человека в мир бытия (по
Хайдеггеру, в «дом бытия»), где нет «искусственных преград, воздвигнутых
рационализмом» между человеческой мыслью и Сущим, и сама мысль
осознается в «метафизической глубине», в изначальной коренной связи с
живым Логосом.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010) | |
Просмотров: 1502 |