Уильям Оккам | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Уильям Оккам
Уильям ОккамУильям Оккам (англ. William of Ockham) — английский философ, францисканский монах из Оккама.

Родился Оккам около 1285 года в графстве Суурей в Южной Англии. Оккам слушал в Оксфорде Дунса Скота, потом преподавал теологию и философию в Париже. Выступил противником папской власти, признавая папу подчиненным в мирских делах — государям, а в духовных — всей церкви, и отрицая светскую власть папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322 года), он был заключен под стражу, но в 1328 году бежал в Германию, под покровительство императора Людвига Баварского. Умер около 1349 года, по одним известиям в Мюнхене, по другим — в Неаполитанской области. Подобно другим знаменитым схоластикам, Оккам получил от своих учеников почетные названия Doctor invincibilis, Doctor singularis, Inceptor venerabilis.
 
Философия Оккама

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии (хотя схоластические штудии продолжались в XV—XVI веках).

Основное его учение, кроме общего названия номинализма, обозначалось еще в особенности как терминизм, так как в образовании нашего познания он различал двоякого рода "термины":
1) представления или мыслительные акты, вызываемые непроизвольно данными внешнего и внутреннего опыта — естественные знаки (signa) и следы (vestigia) существующего в познающем;
2) произвольные обозначения предметов в том или другом отношении (nomma, voces), для правильного и отчетливого распорядка наших познаний.
Оккам признавал действительно существующим только единичное (particularia). Родовые и видовые понятия имеют реальность только в своих индивидуальных представителях, например понятие "человек" — только в отдельных людях. Аристотелевы категории и Порфириевы предикабилии Оккам признавал лишь словесным, а не реальным распорядком. Сущность познания, с точки зрения Оккама, состоит в фактической связи между нашими представлениями и понятиями (termini первого рода) и теми действительными впечатлениями, которыми непроизвольно вызывается наша умственная деятельность: самые акты нашего мышления, поскольку они обусловлены известной реальностью (в интуитивном познании), действительно извещают нас об этой реальности или обозначают ее, хотя это обозначение не должно быть принимаемо за изображение.

Так как о Божестве мы не имеем наглядного (интуитивного) познания, т. е. никакого реального основания для дальнейшей абстракции, то значит о Боге невозможно и отвлеченное, а, следовательно, вообще никакое познание. Он есть исключительно предмет практической веры, порождаемой актом воли, и в этой непознаваемости и недоказуемости Божества состоит главная заслуга веры в Него. Сам Оккам не видел в Божестве ничего, кроме безусловного произвола и всемогущества, и в своем теологическом волюнтаризме шел еще дальше Дунса Скота, вместе с которым он и в философии, несмотря на их разногласия в некоторых пунктах, заложил основы позднейшего английского эмпиризма.

Из сочинений Оккама, напечатанных уже в конце XV века, важнейшие:
  • "Summa totius logices"
  • "Quodlibeta septem"
  • "Quaestiones super IV libr. Sententiarum"
  • "Expositio aurea super artem veterem v. I. in Porphyrii praedicabilia et Aristotelis praedicamenta"
  • "Centiloquium theologicum"
  • "Quaesti ones in libros physicorum"
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010)
Просмотров: 4475