Жак Эллюль | Filosof - научно-познавательный сайт

«Всякий день есть ученик дня вчерашнего.»
Публий

Жак Эллюль
Жак ЭллюльЖак Эллюль – французский философ и социолог, профессор университета в Бордо.

Родился Эллюль 6 января 1912. По образованию юрист. Участвовал в движении Сопротивления во Франции. В последнее десятилетие был профессором университета в Бордо. Умер 19 мая 1994.

Основные сочинения: «Введение в предмет церковных реформ» (1943), «История организаций» (1955- 1956), «Техника» (1962), «Пропаганда» (1965), «Политическая иллюзия» (1965), «Аутопсия революции» (1969), «Этика свободы» (1974), «Апокалипсис» (1975), «Техническая система» (1977), «Марксистско-христианская идеология» (1979), «Изменения революции: неизбранный пролетариат» (1982), «Технологический блеф» (1988) и др.

Философия Эллюля

Основные интересы Эллюля – в сфере философии техники и философии культуры. Трактует технику не только как совокупность машин и механизмов, но и как определенный тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации. В условиях этой цивилизации техника, созданная как средство подчинения природной среды человеком, сама становится сплошной средой, делающей природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. В результате происходит фетишизация и демонизация техники, которая превращается в некий абсолют – Технику, Машину, порабощающих человека. В результате все компоненты человеческого бытия, включая мысли и чувственность, заполняются механическими процессами. Даже чистый свет искусства пробивается к нам сквозь толщу технических объектов, а его произведения, созданные художником, уподобляющимся роботу, по Эллюлю, становятся отражением технической реальности. Иногда искусство выступает как утешение, компенсация невыносимых сторон технической культуры, в других случаях оно слепо вторит той же технике, но всегда оно оказывается придатком к последней и во всех своих школах, во всех своих выражениях выполняет конформизирующую роль. Даже современная политика и власть, по Эллюлю, не в силах справиться с техникой и оказываются ею полностью детерминированными. Таким образом, техника превращается в фактор порабощения человека и в производстве, и в культуре, в политике, и в быту.

Отсюда, согласно Эллюлю, главная задача – не отвергая техники как таковой, осуществить радикальное отвержение идеологии техники. Это и будет, по Эллюлю, подлинная, реалистическая революция, которая используя автоматизацию и информатизацию, позволит осуществить всестороннее развертывание способностей и диверсификацию знаний, создаст благоприятные возможности для расцвета национальных дарований, для новой культуры, открывающей просторы творчества. Эта единственная революция, заключающаяся в захвате не власти, а позитивных потенций техники и культуры, и полной их переориентации в целях освобождения человека от всех форм порабощения, в том числе и технического, должна привести к новому качеству жизни для всех без исключения и уравнения членов общества. Это будет подлинная мутация человека – мутация психологическая, идеологическая, нравственная, сопровождающаяся преобразованием всех целей жизни. И она должна произойти в каждом человеке. Все остальные революции, направленные против эксплуатации, неравенства, империализма, колониализма, по мнению Эллюля, в современных условиях утратили реальное содержание и социальный смысл. В качестве члена Национального совета протестантской церкви Франции Эллюль провозглашает в качестве ведущей идеи мысль о достоинстве и ценности человеческой личности. На основе возрождения подлинной духовности, полагает он, можно широко распахнуть двери для инициативы каждого, предоставить личностям и социальным группам право и возможность самопроизвольно выбирать род своей деятельности и тем самым сделать личную свободу действительной и действенной, превратив ее в высшую ценность.
Категория: Биографии | Добавил: Admin (28.11.2010)
Просмотров: 4223