Жак Мари Эмиль Лакан (фр. Jacques-Marie-Émile Lacan) — французский философ (фрейдист, структуралист, постструктуралист) и психолог. Родился Лакан 13 апреля 1901 в Париже. Лакан начинал как практикующий врач-психиатр. В 1932 защитил диссертацию о параноидальных расстройствах. Но Лакану не нравились методы психиатрии того времени с опорой на старые традиционные наработки. Это привело его к фрейдовскому психоанализу. В 1953 он выходит из Международной психоаналитической ассоциации и становится участником Французского психоаналитического общества. В 1963
он был изгнан из него и основал Парижскую школу фрейдизма, которой и
руководил почти до самой смерти. Главная заслуга Лакана состоит в
структуралистской ревизии фрейдовского психоанализа. Это происходило у него в три стадии — предструктуралистскую (1930-е — 1940-е), когда на него влияла диалектика Г.Гегеля и А.Кожева и творчество художников-сюрреалистов, структуралистскую (1950-е — 1960-е), когда Лакан был под большим влиянием Леви-Стросса, а также лингвистов Ф. де Соссюра, Трубецкого, Якобсона и постструктуралистскую (1960-е — 1970-е), когда Лакан стал делать акцент на том, что не поддаётся символизации. Одним из самых ярких примеров мастерства Жака Лакана является киноактёр Радж Капур, который избавился от психопатии за 3 года просексуальной терапии. Умер Лакан 9 сентября 1981 в Париже. Основные работы: "Функция и поле речи и языка в психоанализе" (1995), "Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда" (1997). Философия Лакана Описать творчество Лакана крайне сложно — кроме того что оно
чрезвычайно многогранно и подвижно, свои идеи он предпочитал излагать не
в письменном виде, а на семинарах,
материалы которых только в конце его жизни стали публиковаться.
Основным направлением мысли Лакана была структуралистская ревизия и
внимательное перечитывание текстов Фрейда. Несмоторя на общую значимость
своих идей для понимания человека и общества и на интерес к новейшим
достижениям философии и науки, Лакан никогда не терял из виду ориентацию
на психоаналитическую практику и одной из главных своих целей ставил
понимание того, что, собственно, происходит в процессе анализа. Лакан яро оппонировал естественно-научному психологическому подходу,
при котором человек описывается как объект, подобный другим объектам
мира, представленным сознанию и изучению. Вопрос о субъекте как субъекте
стоит в центре лакановского творчества. Выделение в учении Лакана основных идей — крайне сложно ввиду
метафоричности и герметичности его языка. Тексты Лакана являются
своеобразным феноменом словесности: помимо научных и философских
выкладок, в них много юмора, колкостей, провокаций, нарочитых
загадочностей. Например, у Лакана есть ряд максим, которые невозможно
понять раз и навсегда, но к которым он сам возвращается, по-разному их
интерпретируя, например «человеческое желание есть желание другого»,
«любить — значит не давать то, что имеешь, а давать то, чего не имеешь»,
«чувства всегда взаимны» и т. д. Однако надо понимать, что у Лакана не
было цели усложнить психоанализ и работу аналитика — наоборот, он
стремился внести ясность в эту область, заросшую со времён Фрейда
неопределённостями, мифами и непониманием. Идеи Лакана повлияли не только на психоанализ, но и на философию, социологию, культурологию, кино- и искусствоведение.
Воображаемое — Символическое — Реальное
Сам Лакан считал базовой для своего учения схему «воображаемое» —
«символическое» — «реальное», которую он начал разрабатывать с 1953
года и подробно изложил на своём самом знаменитом семинаре (1974—1975). Эту схему он обычно представлял в виде математической модели «колец Борромео»
(которые сцеплены друг с другом таким образом, что размыкание одного из
них приведёт к распаду всей конструкции). Вообще Лакан любил обращаться
для разъяснения своих идей к образам топологии,
часто трактуя её весьма фантазийным образом. В книге «Интеллектуальные
уловки. Критика современной философии постмодерна» Жана Брикмона и Алена
Сокала отмечаются ошибки Лакана в использовании образов математики. Схему трёх регистров Лакан применял к самому себе: первый этап,
доструктуралистский был посвящён «воображаемому», второй этап,
структуралистский, — «символическому», третий этап,
постструктуралистский, — «реальному»; в некотором отношении это
соответствовало триаде Фрейда «Я» — «Сверх-Я» — «Оно». Другой основной идей Лакана было то, что бессознательное
структурировано как язык, что оно есть результат воздействия речи на
субъект. Речь при этом служит интерпретацией чего-то до конца не
интерпретируемого, но взывающего к интерпретации. Это обуславливало
интерес Лакана к лингвистике.
Стадия зеркала
Одним из важных дополнений Лакана к мыслям Фрейда было открытие стадии зеркала —
стадии, на которой ребёнок в 6-18 месяцев начинает узнавать себя в
зеркале, выстраивать и интегрировать собственный образ в воображаемом,
но в реальности не обладает ещё полной властью над собственным телом и
его разрозненными проявлениями. Из этой несостыковки Лакан делает
разнообразные выводы о природе человека. | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 3878 |