Жак Маритен (фр. Jacques Maritain) — французский философ, теолог, основатель неотомизма. Родился Маритен 18 ноября 1882 в Париже. Получивший протестантское воспитание и изучавший в университете биологию, в 1906 Жак Маритен, тем не менее, принимает католичество. Своей задачей он видел интегрировать современную философию с идеями св. Фомы Аквинского. Преподавал во Франции и США. С 1948 по 1960 год занимал должность профессора в Принстонском университете. В своих лекциях и многочисленных книгах Маритен защищает католичество от многообразного модернизма, считая необходимым интегрировать прогресс и традицию в рамках католической веры. Современные проблемы могут и должны быть решены христиански. Кроме того, работы Маритена посвящены, например, политике и эстетике. Умер 28 апреля 1973 в Тулузе. Основные работы: "Бергсоновская философия" (1913), "Искусство и схоластика" (1920), "Антимодерн" (1922), "Размышления о разуме и его жизни" (1924), "Границы поэзии" (1926), "Ангельский доктор" (1930), "Религия и культура" (1930), "О христианской философии" (1932), "Знание и мудрость" (1935), "Интегральный гуманизм" (1936) и др. Философия Маритена Социальные идеи Жака Маритена направлены на решение проблем
современности в христианском ключе. «Выход из ситуации кризиса
современной ему эпохи виделся Маритену в утверждении „теоцентрического
гуманизма", „персоналистической демократии", христианизации всех
областей духовной культуры и экуменическом сближении религий». В работе
«Сумерки цивилизации» Маритен описывает становление гуманистических
идей, и ошибки, приведшие к их вырождению. Гуманизм
понимается мыслителем как развитие всех возможностей человека,
раскрытие его первоначального величия. Но гуманизму, начиная с
античности, свойственен порок замыкания человека на самом себе. Именно в
изоляции человеческой природы от Высшего существа, согласно Маритену,
коренятся проблемы современного человечества. В отсутствие Бога, человек
теряет и свою душу, что приводит к появлению таких теорий отчаяния и
абсурда как философия Ницше или экзистенциализм.
Две крайности представляют марксизм, полностью замкнувшийся в своем
рационализме, и христианский гуманизм, изолировавший разум на поисках
«Града человека-бога вместо обращения к идеалу Града личности,
сотворенной по образу Божию». Духовное преобразование и обновление
цивилизации Маритен связывал с выдвигаемым им проектом «интегрального
гуманизма», преодолевающего отпадение человека от Бога через
восстановление трансцендентных оснований человеческой жизни. В такой
новой цивилизации христианская вера будет сочетаться с секулярными
институтами. Источником суверенитета государства будет Бог, главными
целями государства станут социальные, и христианские идеалы станут для
социальной политики государства каноном. В такой христиански
инспирированной демократии религия будет регулировать на высшем уровне
отношения между индивидами, и человеческая свобода будет развиваться.
Фашизм и коммунизм искореняли такую свободу, а либерализм, поощряющий
эгоизм и индивидуализм, противоречит христианским нормам. Интегральный
же гуманизм рассматривает человека как единство божественного и
человеческого начал. Маритен не считает свою концепцию, в отличие от
марксистского гуманизма, утопичной. Социалистический гуманизм
абсолютизирует коллективное начало, либеральный — индивидуальное, а
интегральный гуманизм придерживается золотой середины, сочетая
обновление с сохранением традиционных ценностей. Соблюдение трех основных принципов интегрального гуманизма — утверждение ценностей личности, совместное существование людей в стремлении к общественному благу, а также христианско-теистическая направленность, ведущая к экуменическому сближению верующих, с точки зрения Маритена, приведет к существованию общества, в котором наиболее полно смогут раскрываться способности личности, а также будет воплощаться человеческая свобода. Чтобы охарактеризовать значение интегрального гуманизма Маритена для развития католической церкви в XX веке, достаточно упомянуть, что в 1967 в энциклике «О прогрессе народов» («Populorum progressio») Павел VI писал о стремлении католической церкви к реализации идеала «интегрального гуманизма». | |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 3533 |