Жан-Франсуа Лиотар (фр. Jean-François Lyotard) — французский философ-постмодернист и теоретик литературы. Жан-Франсуа Лиотар родился 10 августа 1924 в Версале (Франция). Изучал философию в Сорбонне. Испытал влияние Луи Марена. С 1950 преподавал философию в восточном Алжире, в г. Константине, оккупированном в то время французами. В 1954 Лиотар стал членом французской политической организации «Социализм или варварство», образовавшейся в 1948
как реакция на несоответствие троцкистской доктрины той тоталитарной
форме правления, которая приняла отчетливые формы в Советском Союзе.
«Социализм или варварство» приобретала все более антимарксистскую
направленность, и его письма в этот период выражают обеспокоенность
крайне левой политикой, сложившейся вокруг алжирской ситуации. Эти свои
мысли он открыто излагал в процессе преподавания философии в
Константине. С начала 1970-х и до 1987 Лиотар преподавал в Университете Париж VIII, под конец карьеры получив звание Заслуженного Профессора.
В течение следующих двух десятилетий он читал лекции за пределами
Франции: в Калифорнийском университете, в Ирвине, а как приглашенный
профессор — в университетах, во всем мире, Беркли, Йельский университет,
Сан-Диего в США, Université de Montréal в Канаде, и Университет в Сан-Пауло в Бразилии.
Он стал также основателем и совещательным членом Международной Коллегии
Философии в Париже. Незадолго до смерти он делил свое время между
Парижем и Атлантой, где преподавал в Университете Эмори как Woodruff
Профессор Философии и французского языка. В 1993 Жан-Франсуа Лиотар по приглашению журнала «Кабинет» посетил Санкт-Петербург и выступил с лекцией «Anima minima» на симпозиуме «Искусство, философия, психоанализ». Симпозиум проходил в Российском этнографическом музее с 3 по 5 июня 1993. Лиотар любил возвращаться к понятию Постмодернизма в своих многочисленных эссе. 21 апреля 1998, как раз при подготовке конференции по Постмодернизму и Теории СМИ, он неожиданно скончался от быстро прогрессировавшей лейкемии. Лиотар погребен на кладбище «Пер-Лашез» в Париже. Философия Лиотара Критика Лиотара принимает ожесточенный характер в работах «Лишь игры» (1979) и «Differend» (1983), которые развивают постсовременную теорию справедливости. Лиотар выражает опасение, что атомизация (разобщенность) людей, подразумеваемая понятием микро-нарратива и языковых игр, ведет к краху этики. Раньше часто считалось, что универсальность является необходимым условием существования этических суждений: так, «Не укради» является этическим суждением, в то время как «Не кради у Маргарет» таковым не является. Последнее слишком оконкреченно для того, чтобы служить этическим суждением (в чем особенность этой Маргарет?); этическим подобное суждение может становиться только тогда, когда оно опирается на суждение универсальное («Не укради ни у кого»). Но универсалии непозволительны в мире, утерявшем веру в мета-нарративы, и в таком случае этика оказывается под большим вопросом. Справедливость и несправедливость, в таком случае, оказываются тогда только терминами в рамках языковых игр, а универсальность этики улетучивается. Лиотар утверждает, что понятие справедливости и несправедливости остаются корректными только в контексте постмодернизма. Новое определение несправедливости должно использовать правила языка из одного «фразового режима» и применять их к другому. Этичное поведение — то, которое чутко к угрозе этой несправедливости, внимает вещам в их частности и не заключает их в прокрустовы рамки абстрактной концептуальности. Необходимо засвидетельствовать верность иной логике — логике «differend». Постоянная смена идеологий подтверждает, что вера в господство
разума, правовую свободу и социальный прогресс подорвана. Кризис
ценностей философии тождества, синтезированных в спекулятивной философии
Гегеля, означает отход от тотальности всеобщего и возврат к
самоценности индивидуального опыта на микроуровне. «Проект
современности», таким образом, ориентирован на автономию морального
закона и с необходимостью обращается к метафизике Канта. Право на
индивидуальный выбор в своей реализации приводит к практике
сосуществования множества различных языков, гетерогенных «языковых игр»,
полное тождество которых невозможно ввиду различия их целей
(«денотативные», означивающие игры) и стратегий («прескриптивные»,
действующие языковые игры). Задачей социальной политики становится не
насильственная унификация множественности в единое «коллективное тело»
социума и даже не поиск универсального языка для возможности диалога
между ними, но сохранение именно этой разнородности, поддержка практики
различных «языковых игр». Однако сам радикализм Лиотара, наделяющий один
лишь дискурс всеми властными полномочиями и придавая ему статус
господствующего, тем самым по сути продолжает традиционную линию
метафизики.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 4964 |