Лакруа Жан (фр. Lacroix, Jean) - французский
философ-персоналист, моралист и историк философии. Родился 23 декабря 1900 в Лионе; среднее образование получил в доминиканском коллеже и в коллеже иезуитов, а высшее – в Лионском католическом университете, где ему были присвоены степени лиценциата словесности и лиценциата права. После завершения высшего образования Лакруа заинтересовался философией и поступил в Сорбонну, где под руководством Л.Брюнсвика подготовил и в 1927 защитил диссертацию на степень агреже. В этот период познакомился с Лабертоньером, чьи труды, в особенности работа о персонализме, оказали сильное влияние на Лакруа, как и сочинения Мориса Блонделя, о котором позже написал книгу (Maurice Blondel, 1963). Глубокое воздействие на Лакруа, как и на французский персонализм в целом, оказала также концепция Бергсона, хотя по ряду вопросов Лакруа полемизировал с ним в своих работах. Встреча в 1928 с Э.Мунье положила начало долгому
сотрудничеству, которое сыграло важную роль в философской судьбе
Лакруа. Совместно они основали в 1932 журнал «Дух» («Esprit»). Лакруа
был членом редакционного комитета журнала и продолжал эту работу после
смерти Мунье (1950). Многочисленные статьи Лакруа, помещенные в этом
журнале, были посвящены социально-политическим проблемам, роли права и
демократии, социализма и синдикализма, вопросу об ответственности
христиан в современном мире и др. Некоторое время Лакруа был профессором
Дижонского лицея, а в 1937 вернулся в Лион, где преподавал до 1968.
Основал местную организацию движения «Esprit». С 1945 по 1980 вел раздел
философской хроники в газете «Мир» («Le Monde»). Наиболее важные из его
статей и заметок об интеллектуальной жизни Франции, о нравственных и
социальных проблемах, собранные за тридцать лет, были опубликованы в
книгах Панорама современной французской философии (Panorama de la philosophie française contemporaine, 1968) и Чувства и нравственная жизнь (Les sentiments et la vie morale, 1952). Лакруа часто читал лекции за рубежом – в Бельгии, Швейцарии, Канаде, Латинской Америке. Среди других трудов Лакруа – Застенчивость и отрочество (Timidité et adolescence, 1936); Путь Духа (Itinéraire Spirituel, 1937); Личность и любовь (Personne et amour, 1942); Сила и слабости семьи (Force et faiblesses de la famille, 1948); Личное призвание и национальная традиция (Vocation personnelle et tradition nationale, 1942); Смысл современного атеизма (Le sens de l'athéisme moderne, 1958); История и таинство (Histoire et mystère, 1962); Социология Огюста Конта (La sociologie d'Auguste Comte, 1956); Марксизм, экзистенциализм, персонализм (Marxisme, existentialisme, personnalisme, 1950); Неудача (L'Echec, 1964); Демократия и кризис цивилизации (Démocratie et la crise de la civilisation, 1965); Персонализм как анти-идеология (Le personnalisme comme anti-idéologie, 1972). Умер Лакруа в Лионе 27 июня 1986. Философия Лакруа Лакруа развивал новый рационализм, или философию духа, которая признает значимость сфере «дорефлексивного». В центре размышлений Лакруа – личность, ее свобода, отношения с другими людьми и с Богом. Персонализм, полагает он, – это не какая-то определенная концепция, а духовная ориентация, свойственная многим философским учениям прошлого и настоящего. О личности размышляли Платон и Августин, Декарт и Кант, Прудон и Маркс. Лакруа неоднократно заявлял о приверженности традиции французского рационализма с ее рефлексивным методом, понимая рефлексию как сам акт духа. Одним из важнейших истоков персонализма он считал философию Декарта, учение о cogito, причем подчеркивал значение сомнения как необходимого и фундаментального осуществления свободы личности, героического элемента воли. В сомнении открывается бесспорный характер человеческого бытия; индивид, раскрывая себя в своем мышлении, осознает самого себя как личность. Таким образом, мышление и бытие – исходная точка личности. Другой исток персонализма – концепция Канта, его идеи о достоинстве, значимости личности, о том, что она представляет собой не средство, а цель. Личность, по Лакруа, существует в постоянном
диалоге с собой, с другой личностью и с Богом. Она никогда не дана себе
полностью, а есть непрестанное самосозидание. Личность живет в своих
внешних формах, но ни одна из них ее не исчерпывает. Всякая подлинно
человеческая деятельность, подлинное мышление – диалог. Нравственный
выбор, осуществляемый волей, побуждает личность к ориентации на
сообщество и на другую личность. В ней всегда сосуществуют и
противоборствуют две тенденции: стремление к индивидуализму и тяга к
сообществу. Лишь в отношении с другим личность обретает смысл
существования, собственную внутреннюю свободу. Одной из важнейших
характеристик личности Лакруа считал ее социальную вовлеченность –
причастность семье, родине, человечеству. Такая позиция, общая всем
представителям персонализма, определила их интерес к социальным и
политическим проблемам времени, выдвижение идеи о революции,
осуществляемой на двух уровнях – на уровне самой личности и на уровне
социальных институтов, сообществ, членом которых она является.
Вовлеченность глубинным образом связана с другой способностью личности –
к трансцендированию, выходу за пределы самой себя. Пребывая в
постоянном развитии, в диалоге с собой и другими, личность вступает и в
диалог с Богом – единственным Другим, который может обосновать
реальность отдельного субъекта, «я», и дать ему возможность открыться
себе подобным, создав отношение «мы». Лакруа боролся против чистого
сверхнатурализма, считая, что задача состоит в развитии постоянного
диалога Воплощения и Трансцендирования, где посредниками выступают такие
институты, как семья, труд, государство, право. В такой трактовке
воплощения он следовал идеям одного из своих учителей – М.Блонделя. В ряде работ Лакруа исследовал нравственные проблемы и этические
понятия с учетом того, что было внесено в эту тематику кантианством,
анархизмом, марксизмом, экзистенциализмом и др.
| |
Категория: Биографии | Добавил: Admin (27.11.2010) | |
Просмотров: 3327 |